Проект развивают в России на протяжении 20 лет, результатов нет. Стартовая дата 1995 г., время разрушения и предательства. 20 лет - это 4 пятилетки. За 4 пятилетки можно было построить Днепрогэс, победить фашистов, восстановить Днепрогэс, отправить первого человека в космос и многое другое. В школах АФК нет, а реабилитационных центрах тоже нет.
Козловский Игорь Игоревич, врач, доктор медицинских наук,
участник боевых действий и гуманитарных операций,
действительный член (академик) Международной академии наук (РС МАН),
член Педагогического общества России,
член Центрального дома ученых РАН,
член Российского дворянского собрания
Полное название: "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" (АФК).
Проект развивают в России на протяжении 20 лет. Результатов нет. Стартовая дата 1995 г., время разрушения и предательства. Новогодний концерт, ввод войск в Грозный. Время великих возможностей, но не для всех. Демократия, понимаешь. 20 лет - это 4 пятилетки. За 4 пятилетки построили Днепрогэс, победили фашистов, восстановили Днепрогэс, отправили первого человека в космос и еще многое чего другого. 20 лет – знаковый срок. Где АФК? Ох, соскучился народ по Сталину. В школах АФК нет, а реабилитационных центрах тоже нет. В школах нет, потому что число учителей по числу детей. В реабилитационных центрах инструктор ЛФК медик, врач ЛФК он и есть врач. Рабочие места для выпускников факультетов АФК не созданы. Вузы выпускают безработных. Факультеты АФК открыты в педагогических вузах по всей стране и зачем-то в нескольких медицинских вузах. АФК это педагогическая специальность, а не медицинская. В результате формулировка профессии во всех дипломах по АФК дефектная, педагогическое образование без слова "педагог". Если они найдут работу учителем физкультуры, педагогический стаж им никто начислять не обязан.
Название безграмотное. Состояние здоровья бывает нарушено, а не отклонено, а отклонения бывают чего-то от чего-то, а не в чем-то. Термин "физкультура" - историческое недоразумение. На практике это физическое воспитание, физическая активность, физическая тренировка. Она может быть обычной или адаптированной, в соответствии с возможностями и потребностями людей с нарушениями или состояния здоровья или ограниченными возможностями. Существует официальный термин "адаптированные образовательные программы" - это для тех, кому обычные программы не подходят. Если программу физического воспитания адаптировали, она становится адаптированной, а не адаптивной. Слово "адаптивная" означает способная адаптироваться. Лингвисты считают, что можно "адаптивная". Такие у нас лингвисты, такое у нас образование. Термин "адаптированное физическое воспитание" (активность, тренировка) краток и понятен, также как "адаптированная образовательная программа". Также и термин "лечебная физкультура" не требует нагромождения "физическая культура для лиц с диагнозом".
Основоположником АФК в России является С.П.Евсеев. Он редактор и соавтор основного учебника "Теория и организация адаптивной физической культуры", в 2-х томах, 2005 г. Еще есть учебное пособие "Адаптивная физическая культура", 2000 г., автор тот же, та же галиматья. Есть еще несколько источников. Определение предмета авторы дать не смогли. Определение, это когда «адаптивная физическая культура - это…», у них только «для…». Там вообще нет ничего конкретного, только невразумительное многословие. Термины используются не в их истинном значении. Вообще-то, это называется резонерством. Есть фразы, смысл которых понять и передать своими словами невозможно. Вопросы в конце главы часто не имеют ответов в тексте главы. Резонерство - это признак серьезного нарушения мышления, однако, там не один автор, а коллектив авторов. Неужели у всех? Такое же бывает и от невежества.
Теория и организация АФК сводится к перечислению компонентов АФК - это ЛФК и физическая реабилитация, адаптивная физическая реабилитация, адаптивная физическая рекреация, адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание. Это невежественная чепуха. ЛФК не является компонентом АФК, потому что является компонентом физической реабилитации, и оба этих понятия относятся к медицине, а не к педагогике, а придуманной теоретиками АФК адаптивной физической реабилитации нет в действительности. Похоже, всё что на "физ" начинается, физкультурники включают в физкультуру, если только это не физика. У других авторов-физкультурников я заметил дрейф в эту сторону, но здесь уже железобетонный якорь. Студентам под разными углами вбивают в голову, что в адаптивную физическую культуру входит ЛФК и физическая реабилитация. Адаптивная физическая рекреация. Это всего лишь активный отдых, например, прогулка, посещение выставки. Желающие могут найти во 2-м томе основного учебника наставление, что инвалидам следует овладеть принципами гедонизма и проверенными временем идеями Эпикура. Авторы неожиданно замечают, что гедонизм доводить до наркотиков не следует. Адаптивный спорт. Если это спорт, это занятие для очень немногих, при очень специфическом образе жизни. В учебном пособии "Адаптивная физическая культура» рекомендую найти сентенцию об адаптивном спорте, как культурном бытии телесности и взаимодействии двух "Я". Каких двух "Я" и почему только двух, не сказано. Адаптивное физическое воспитание. Физическая культура на практике сводится к физическому воспитанию, также и адаптивная физическая культура сводится к адаптивному физическому воспитанию, т.е. это одно и то же. Авторы теории АФК утверждают, что адаптивная физическая культура способствует адаптации инвалидов в обществе. Понятно, если она «адаптивная», значит, адаптирует. Никакая физкультура не способствует адаптации человека в обществе, потому что адаптация в обществе достигается путем социализации, а это возможно только при пребывании человека в обществе. Иначе проблем бы не было, ни с выпускниками детских домов, ни с молодежью, освободившейся из мест заключения. Оказывается, им надо физкультурой заниматься. В отношении социализации инвалидов существует термин "инклюзия", что означает включение в общество. Это подразумевает создание условий, т.е. соответствие среды потребностям инвалида.
Название учебника и основного учебного предмета по АФК "теория и организация адаптивной физической культуры". Чем может отличаться теория адаптивной физкультуры от теории лечебной физкультуры? Есть классический предмет "теория и методика физического воспитания". Он основан на знании физиологии и дидактических принципов. Эти знания приложимы к людям с разным состоянием здоровья, разного возраста и пола. По-видимому, авторы этого не знают. Авторы теории и организации АФК дают студентам ложные знания, полностью дезориентирующие их в реальном мире. Какими же надо быть напыщенными невеждами, чтобы включить в придуманное ими педагогическое направление "адаптивная физическая культура" медицинскую специальность "лечебная физкультура" и придумать, что АФК способствует адаптации инвалида в общество? О критериях включения в группу АФК эти теоретик даже не задумывались. Сказано же, для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Для лиц с какими отклонениями и до какой степени выраженными?
Дисциплина на занятиях отсутствует. Дисциплина вообще отсутствует. Занятия посещать не обязательно. Студенты это быстро понимают. Студентам оценки не ставят, но студенты ставят оценки преподавателям. Это называется "рейтинг". Общественная работа не ведется, патриотическое воспитание отсутствует. Это результаты моих наблюдений в ПИФКиС МГПУ. Скорее всего, так везде, хотя, мне кажется, хуже быть не может. Если будущий учитель не научился дисциплине, на его занятиях тоже вряд ли будет дисциплина, а физкультура - это зона повышенной опасности. Результат - происшествия. В 2010 г. погибли 6 учеников на Ейской косе Азовского моря. Спасая учеников, погиб выпускник ПИФК МГПУ Виталий Морозов. Педагогам надо было выполнить одно единственное требование - купаться в разрешенном месте. Они его не выполнили, или не знали. Ничего в работе вуза не изменилось, памяти об этом не осталось. Позже ПИФК переименовали в ПИФКиС. По другой причине, чтобы тихо избавиться от одного завкафедрой вместо того, чтобы его наказать.
Я предлагал ректору Реморенко свою помощь и знания в улучшении работы. Ну, нельзя же настолько плохо. Мои предложения следующие. Рассмотреть вопрос о перезапуске проекта АФК в России. Лучше остановить вранье, чем продолжать. Кто-то должен это сделать. МГПУ может стать первым на пути возрождения этого направления реабилитации. Создать секцию тренировки с тяжелыми булавами, что дает преимущество вуза выйти первыми на международный уровень соревнований по этому виду спорта в традиции Ирана зурхане. Тренировки с булавами подходят для школьников и инвалидов. Создать секцию туризма, чтобы будущие учителей физкультуры научились занятию туризмом с детьми. Переименовать кафедру гимнастики и тяжелой атлетики в кафедру гимнастики и фитнеса. Зачем учить будущих учителей физкультуры упражнениям со штангой, если с детьми штангой они заниматься не будут, надеюсь. Обратиться в организацию Красный Крест для участия в их педагогических программах для неблагополучных семей, что научит будущих педагогов этим технологиям. Рассмотреть возможность использования нового отечественного лекарства нейропептида Селанка, соавтором которого я являюсь, в программе обучения детей с отклонениями в психическим развитии. Предлагал свою помощь в улучшении работы диссертационного совета, который превратился в кружок по интересам вместо того, чтобы воспитывать научные кадры высшей квалификации. Плагиата не надо, достаточно невежества. Молчание было мне ответом. Плохо быть невежливым.
Перевыборы на должность профессора кафедры администрация провела со всеми возможными нарушениями. Организованность действий показывает, что это было решение Ректора. Он решил от меня избавиться. Это было неумно. Сейчас я решаю вопрос в судебном порядке. Ведется дело по статье Гражданского Кодекса о восстановлении в должности, однако, подача материалов юридической фирмой и судебное заседание были проведены с откровенными нарушениями, что вызывает подозрение в сговоре с ответчиком. Суд не потребовал с ответчика доказательств обвинений в мой адрес. Ответчик, представитель МГПУ, не отвечал, а обвинял. Обвинения однотипные - знаний не дает, студентов оскорбляет. Даже ничего интересного придумать не могли. Маникюр у судьи был желтым и зеленым. В сочетании с черной мантией это эротично, если вдуматься. Помощник прокурора с далеко зашедшим ожирением. Группа риска, а еще такой молодой. Тихим голосом, в требовании отказать. Почему отказать, не сказал. Просто отказать. Кино. Дело подано на апелляцию. Уверен, что мои юристы всё провалят, хоть дело яйца не стоит, и спроса с них никакого. Второе дело начато по статье о клевете Уголовного Кодекса. Список клеветников возглавляет у меня ректор МГПУ Реморенко. Это дело идет через полицию, сбор доказательств обязателен. Принята к исполнению также прокурорская проверка деятельности МГПУ при проведении процедуры выборов и по поводу нарушений практики руководства. Там есть интересные моменты. Хорошо себя вести эти люди не умеют. Такая у нас педагогика.
В принципе, всё, что делается против меня, идет мне на пользу. Жертвы и скандалы у нас любят. Моя задача разбудить общественное мнение - профессиональное сообщество, студентов, которые поверили, что АФК есть, родителей детей с ограниченными возможностями, всего нашего общества. Немалая доля студентов поступает на АФК только чтобы получить диплом о высшем образовании, но есть и такие, кто хочет работать в этой области. Уже пора что-то делать. Ни на какие МГПУ, министерства и уполномоченных по правам ребенка надежд нет. Они уже 20 лет не могут заняться делом. А зачем, если можно ничего не делать? Зато, МГПУ из Государственного бюджетного образовательного учреждения переименовалось в Государственное автономное образовательное учреждение. Переименованиями заниматься им не лень. Наверно, в этом есть какой-то смысл. Может, хотят уйти от ответственности? Так не получится. Зато смешно. Даже ржачно.
Стартовой датой проекта АФК в России можно считать 1995 г., год открытия первой кафедры АФК в Санкт-Петербургском университете физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, завкафедрой С.П.Евсеев. Международный опыт на этот момент составлял 20 лет, даже больше. Международной стартовой датой считают 1975 г., когда был принят Закон о реабилитации в США. Первые публикации отмечены в 1952 г. - начался обмен опытом, это означает, что работа уже велась. Название в США "адаптированное физическое воспитание" в отношении учащихся, и "адаптированная физическая активность" как обобщающий термин, включающий учащихся и неучащихся. Используются также термины "обычная физическая тренировка" и "адаптированная физическая тренировка". Иногда можно встретить термин "адаптивная", причем, в одном тексте с "адаптированная". Там люди тоже ошибаются или бывают небрежны в использовании терминологии. В странах Европы используют термин "адаптированная физическая активность" в отношении всех категорий занимающихся. Стандарты оказания услуг в США и странах Европы также немного отличаются. Физическое воспитание является обязательной частью образовательного процесса. Его определяют как развитие основных двигательных навыков и мастерства в различных видах спорта. Адаптированное физическое воспитание относится к обучающимся со следующими нарушениями: аутизм, нарушение слуха и глухота, нарушения зрения и слепота, глухо-слепота, интеллектуальная инвалидность, серьезные эмоциональные нарушения, специфические нарушения обучения, множественные нарушения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, травматическое повреждение мозга.
Критерии включения в группу стандартизированы и описаны. Тесты включают определение физических возможностей: силы, гибкости, координации, аэробных возможностей. Разрешение на занятия дает врач, тестирование проводит специалист по адаптивному физическому воспитанию. Обучающегося включают в группу адаптивного физического воспитания, если хотя бы один показатель снижен на 2 балла. Используют простые и понятные формулировки: для инвалидов и людей с нарушениями состояния здоровья, если имеется потребность в особых инструкциях и условиях для проведения физической тренировки, если обычная тренировка небезопасна или неэффективна. Смысл в том, что не все инвалиды нуждаются в особых инструкциях и условиях для физической тренировки, и не все, у кого есть в этом потребность, являются инвалидами.
Адаптированная физическая тренировка рассматривается как инклюзия. Используется принцип минимальности ограничений. Занятия рассматривают как прямая услуга, которую оказывают профессионалы. Обучение специалистов организовано как последипломное образование, которое могут пройти как педагоги, так и медики. Обучение построено на принципе пакета образовательных программ. Существует законодательная база, в которой закреплены права инвалидов на получение бесплатного образования, в том числе, в области физического воспитания. Существуют международные общественные профессиональные организации специалистов по адаптированной физической активности. В международной практике есть также и проблемы с оказанием услуг по адаптированному физическому воспитанию, такие как недостаток специалистов или оборудования залов для физической тренировки, а также вопрос об источнике финансирования дополнительного специалиста. Последней тенденцией в оказании услуг по адаптированному физическому воспитанию в школах является организация занятий с использованием станций, т.е. специально оборудованных зон. Также существует проблема, когда ребенок не может выполнять обычную физическую нагрузку, но не соответствует критериям включения в группу адаптированного физического воспитания. Главное здесь то, что работа ведется, опыт есть, специалисты получают серьезную подготовку, проблемы называют, обсуждают и решают. В мире сложилось 3 направления реабилитации: медицинское (физическая реабилитация, =физическая терапия, =физиотерапия), социальное (оккупациональная терапия, теперь эрготерапия) и педагогическое (адаптированное физическое воспитание или активность). Он6и логично дополняют друг друга.
В России данное направление реабилитации следует четко отнести к педагогическому направлению, и впредь не путать педагогику с медициной. Области компетенции адаптивной физической культуры и лечебной физкультуры разные. По своей функции адаптивная физическая культура относится к коррекционной педагогике, а лечебная физкультура (ЛФК) - это неспецифический метод лечения с использованием физических упражнений. Ключевое слово "лечебная". Аналогично определению ЛФК, адаптивная физическая культура - это направление коррекционной педагогики, с использованием методов адаптированной физической тренировки. Это воспитание личности учащегося во всех трех аспектах - физическом, психическом и социальном. Причем у специалиста по АФК здесь больше возможностей, чем у учителя математики или русского языка. Потребность в адаптивном физическом воспитании при широком круге расстройств - физических, психических и сенсорных, которые сопровождаются ограничениями двигательных возможностей - силы, гибкости, координации, аэробных возможностей. Поэтому программа обучения специалиста по АФК должна быть шире, глубже и более продолжительной по времени освоения, чем программа подготовки учителя физкультуры. Это должны быть зрелые личности и квалифицированные профессионалы. Учить студентов надо знаниям, а не забивать им голову невежественной чепухой.
Министерство образования вопросами АФК не занимается. Это значит, что в настоящий момент вопросами адаптивной физической культуры в области образовательных учреждений никто не занимается. Это относится как к проведению уроков по адаптивной физической культуре в образовательных учреждениях, так и к подготовке специалистов по АФК. Однако в Министерстве образования кто-то регулярно, ежегодно рассылает по вузам указания, как следует писать учебные планы по АФК. Не планы рассылает, а указания, как их надо писать. Педагоги по всей стране пишут планы, чтобы они стали лучше, вписывают учебные часы в клеточки. Единого содержания образовательной программы нет, а то, что есть, содержит всякие глупости, и всё очень неконкретно. Потом педагоги пишут отчеты, в соответствии с планами. В конце учебного года педагогов обязывают идти в школы и агитировать выпускников идти поступать на факультеты АФК. Если не будет студентом, педагогов сократят. По этой же причине студентов не отчисляют. Чтобы студента отчислили, он должен перестать вообще ходить на занятия, ничего не сдавать и на предложения исправиться не отвечать. Вопросами АФК занимается только Министерство спорта, Департамент массовой физической культуры и спорта. Министерство спорта вопросами педагогики не занимается, однако и массовой адаптивной физической культуры и спорта у нас тоже нет. Эта дребедень длится уже 20 лет. В Министерстве Образования и науки есть Департамент государственной политики в сфере высшего образования и Департамент аттестации научных и научно-педагогических кадров, но они за 20 лет ничего странного не заметили.
Для перезапуска программы АФК в России вопрос следует решать на законодательном уровне, это значит, на уровне Государственной Думы. Была бы полезна проверка Генеральной прокуратуры по итогам развития программы АФК в России на протяжении 20-и лет. Законодательным основанием для перезапуска программы адаптированного физического воспитания (активности, тренировки), является Федеральный Закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29.12.2012 г., Ст.79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используемый в Законе термин "адаптированная образовательная программа" и содержание Ст.79 не противоречат включению в образовательную программу для обучающихся с ограниченными возможностями адаптированного физического воспитания, т.е. физического воспитания, адаптированного в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, для реализации их права на получение полноценного образования и гармоничного развития. Логично использование термина "адаптированное физическое воспитание", как частный случай понятия "адаптированные образовательные программы". Кроме того, есть категория неучащихся, которые нуждаются в услугах по адаптированной физической активности. Учащимися должно заниматься Министерство образования, неучащимися - Министерство спорта.
Студенты факультетов АФК получают сведения, не соответствующие действительности. Педагоги вузов сознательно, от страха или по малограмотности вводят студентов в заблуждение. Никого не беспокоит, что работы по специальности у будущих специалистов по АФК не будет, что вузы выпускают безработных за государственный счет или личные средства студентов. Министерство образования вопросами АФК не занимается, основоположник АФК в России Евсеев тоже. Теперь он возглавляет Департамент науки Министерства спорта и курирует Специальную Олимпиаду для умственно отсталых. Департамент какой науки? Департамент всех наук. Ситуация не только абсурдная, но и глубоко безнравственная. Куда уходят деньги и сколько уже ушло? Понятно, что на зарплату преподавателей по АФК, квалификация и моральное состояния которых желает лучшего. Это вопрос не только для прокурорской проверки, но и для оценки моральной. Прошло 4 пятилетки, пройдет и 5-я. Всё так и будет, или проект закроют по-тихому, как бы ничего и не было? В то же время, потребность в адаптированном физическом воспитании большая. Известно, что средства, потраченные на реабилитацию, окупаются тем, что у государства будет меньше иждивенцев. Это проблема как экономическая, так и гуманитарная. Организованные и грамотные занятия физическими упражнениями жизненно необходимы людям с нарушениями состояния здоровья.
Я обращался во многие организации - Министерство образования, Министерство спорта уполномоченных по правам ребенка, общественные организации инвалидов, религиозные организации. Закончил Комиссией по образованию Госдумы. Ответа либо не было, либо из ответа было понятно, что никакого интереса к этой проблеме они не испытывают. Из Комиссии Госдумы по образованию я получил совет обратиться к ним в установленном порядке. Для такого ответа достаточно одного указательного пальца. Даже мизинца достаточно. 20 лет ничего не делали, и дальше не собираются. Для того, чтобы поднять этот вопрос, необходима активность общества.
Здесь изложены невероятные, неправдоподобные, сенсационные сведения. В это трудно поверить. Зачем верить? Каждый может это проверить. Сами напишите запрос в Госдуму, в Министерство образования, Министерство спорта, где у нас адаптивная физическая культура? Спросите Министерство труда о вакансиях для специалистов по адаптивной физической культуре в вашем городе и России, сколько занято и сколько свободно? Загляните в учебники по адаптивной физической культуре, чему учат студентов? Спросите в школах и реабилитационных центрах, есть ли там адаптивная физическая культура? Спросите друг друга, слышали ли вы что-нибудь об адаптивной физической культуре? И, наконец, спросите у Интернета, ребенка куда можно отвести заниматься? После всего этого, вы придете к тому же мнению, что и я. Адаптивной физической культуры у нас нет, зато, есть богадельня для некомпетентных и бессовестных людей, и с этим пора кончать. Они тратят наши деньги, и до слезы ребенка им нет никакого дела.
И.Козловский