Ваш город:

Что такое модульная форма обучения?

22 февр. 2015 г.
7
128858

Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Что такое модульная форма обучения?

В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Понятие модуля

Понятие "модуль" является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

  • части "работающей" образовательной программы;
  • базы для создания новых учебных программ;
  • основы для усовершенствования программ повышения квалификации.

Структура модульной образовательной программы, программы модуля

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Структура модульной учебной программы Структура учебной программы модуля
Цели освоения учебной программы Цели освоения модуля
Ожидаемый результат освоения учебной программы Ожидаемый результат освоения модуля
Элемент 1 учебной программы Учебная программа курса 1
Элемент 2 учебной программы Учебная программа курса 2
Элемент 3 учебной программы Учебная программа курса 3
Элемент 4 учебной программы Учебная программа курса 4
Аттестация по итогам освоения учебной программы Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы)

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

Модульная система обучения

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Базовые термины:

  • модуль (часть образовательной программы, дисциплины);
  • рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);
  • кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.


Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

  • структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
  • организационными формами обучения;
  • формой общения между педагогом и учеником;
  • большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
  • индивидуальной траекторией обучения;
  • функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

Формы модульного контроля

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

  • Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
  • Устный опрос.
  • Тестирование.
  • Модульный контроль.
  • Итоговый контроль.

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTS Национальная шкала Сумма баллов по дисциплине
A отлично 90-100
B,C хорошо 75-89
D,E удовлетворительно 60-74
FX неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) 35-59
F неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) 1-34

Преимущества и недостатки модульной формы обучения

Преимущества модульного обучения:

  • высокая эффективность;
  • формирования компетенций исходя из личностных качеств;
  • индивидуализация обучения;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • адаптация учебного материала к дидактическим условиям;
  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);
  • сокращение сроков обучения;
  • возможность дистанционного обучения.

Недостатки:

  • высокий уровень самостоятельной работы;
  • существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;
  • строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);
  • требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;
  • требуется адаптация к новой системе.

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Учебные пособия по искусственному интеллекту в школах РФ
Как сообщили Интерфакс в пресс-службе «Просвещение», издательство подготовило первые в России учебные пособия для дополнительных занятий по нейросетям..
Издательство «Просвещение» выпустило первые учебные пособия по ИИ для школьников
11 дек. 2024 г.
0
210
Общее собрание членов Российской академии наук
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, приветствуя участников Общего собрания членов Российской академии наук (РАН), посвящённо..
Почти 92% студентов планируют строить научную карьеру в России
10 дек. 2024 г.
1
936
Студенты-активисты на Международном форуме-фестивале "Студтуризм-2024"
Поступление через суперсервис расширили на магистратуру и аспирантуру, а в «Сириусе» прошёл Международный форум-фестиваль «СТУДТУРИЗМ-2024»...
О поступлении в магистратуру и аспирантуру онлайн и Международном форум-фестивале «СТУДТУРИЗМ-2024»
9 дек. 2024 г.
0
1413
Комментарии
ольга
Гость
27 янв. 2017 г., 9:41

Огромное спасибо за исчерпывающую информацию по модульному обучению: очень кстати. Составляю модульную программу по дополнительному профессиональному образованию, и у меня была масса вопросов по поводу общей пояснительной записки к программе в целом. Не знаю только, надо ли писать пояснительные и к каждому модулю или достаточно только общей? Так что вопросы ещё есть, но всё равно очень благодарна за эту информацию. С уважением О.И.

Виктория
Гость
1 мая 2017 г., 18:17

У нас в школе год как модульная система. Это тихий ужас. Много отдельных нюансов, обозначу два основных момента, которые мне, как родителю, категорически не нравятся. Первое - это то, что несовершенство электронного дневника привело к тому, что я вообще не ориентируюсь за что выставлены отметки. Они же теперь с коэффициентами, учителя многие, извините, но бестолочи, ставят отметки не в те графы, ставят не все отметки, ставят их с опозданием. Точного графика когда какой модуль нет. По алгебре, допусим, в году три модульных периода, а по истории, например, шесть. Все это в дневнике протянуто разными графами. По-русски это называется: черт ногу сломит. Второй момент, который вызывает негатив - это то, что есть возможность модуль в случае плохой отметки пересдать, но это привело к нервозности учителей (я их понимаю, все время толпа бегает на пересдачу, на это надо время), а бедные дети бегают, как хвостики, толком еще не умея договариваться, получая зачастую раздражительные ответы. Не знаю кому это нужно. Ничего не вижу плохого в старой системе, когда оценивали и домашнюю работу, и работу на уроке, и контрольные. Сейчас же загнали детей и родителей в нервотрепку, никто ничего толком не знает. Бардак, одним словом.

Марина
Гость
15 мар. 2018 г., 21:22

Очень Вас понимаю... Вся беда у нас в том, что не во всех реалиях можно использовать модульная систему обучения. Где-то она должна дополнять привычную и понятно всем до недавнего времени. Но в обучении большое значение имеет фактор прямого общения педагога с учениками и живое обсуждение темы в виде дискуссий и поиска ответов, имея возможность выслушать сразу несколько мнений. Заменять обучение полностью модульной системой нельзя!

Валентина Васильевна
Гость
19 нояб. 2018 г., 1:08

Спасибо за материал.

Антон
Гость
15 апр. 2019 г., 8:20

Модульное обучение это очередной шаг на уничтожение образования в стране. Такая форма получения знаний, так же как и ЕГЭ, будет выпускать в жизнь ещё большее число "не умных" граждан.

Павел
Гость
18 апр. 2019 г., 8:55

В технически развитых зарубежных странах вузы готовят ДИПЛОМИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРОВ, которые ЗНАЮТ и УМЕЮТ в своих отраслях деятельности. Набор необходимых знаний и умений регулярно корректируется работодателями в соответствии с актуальными проблемами соответствующих отраслей. И не нужны там ни модули, ни компетенции, ни рейтинги. На работу берут того, кто умеет решать конкретные задачи в области профессиональной деятельности. Поверьте, что всё именно так. Имею семилетний опыт преподавания в технических вузах за рубежом.

Гость
Гость
11 авг. 2019 г., 17:03

довольно спорно!!!

Наталья
Гость
20 июн. 2022 г., 11:33

Очередной этап уничтожения образования в России. Как вы себе представляете самостоятельное обучение первоклассника чтению? Он не умеет толком читать, а Вы ему :"Изучай самостоятельно или дистанционно". Абсурд.

Оставить свой комментарий

Ваш город: