Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
Понятие модуля
Понятие "модуль" является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:
- части "работающей" образовательной программы;
- базы для создания новых учебных программ;
- основы для усовершенствования программ повышения квалификации.
Структура модульной образовательной программы, программы модуля
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Структура модульной учебной программы | Структура учебной программы модуля |
Цели освоения учебной программы | Цели освоения модуля |
Ожидаемый результат освоения учебной программы | Ожидаемый результат освоения модуля |
Элемент 1 учебной программы | Учебная программа курса 1 |
Элемент 2 учебной программы | Учебная программа курса 2 |
Элемент 3 учебной программы | Учебная программа курса 3 |
Элемент 4 учебной программы | Учебная программа курса 4 |
Аттестация по итогам освоения учебной программы | Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы) |
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.
Модульная система обучения
Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Базовые термины:
- модуль (часть образовательной программы, дисциплины);
- рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);
- кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.
Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:
- структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);
- организационными формами обучения;
- формой общения между педагогом и учеником;
- большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);
- индивидуальной траекторией обучения;
- функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Формы модульного контроля
В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:
- Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).
- Устный опрос.
- Тестирование.
- Модульный контроль.
- Итоговый контроль.
Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.
Шкала ECTS | Национальная шкала | Сумма баллов по дисциплине |
A | отлично | 90-100 |
B,C | хорошо | 75-89 |
D,E | удовлетворительно | 60-74 |
FX | неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) | 35-59 |
F | неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) | 1-34 |
Преимущества и недостатки модульной формы обучения
Преимущества модульного обучения:
- высокая эффективность;
- формирования компетенций исходя из личностных качеств;
- индивидуализация обучения;
- дифференцированный подход к обучению;
- адаптация учебного материала к дидактическим условиям;
- равномерное распределение учебной нагрузки;
- оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);
- сокращение сроков обучения;
- возможность дистанционного обучения.
Недостатки:
- высокий уровень самостоятельной работы;
- существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;
- строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);
- требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;
- требуется адаптация к новой системе.
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.