Ваш город:

Мастер-класс как форма обучения в системе дополнительного образования

23 февр. 2015 г.
0
19634

На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.

Мастер-класс как форма обучения в системе дополнительного образования

Главной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических навыков. Одним из самых эффективных инструментариев для реализации последнего аспекта можно назвать мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам.

Специалисты уверены, что если человек правильно использует дидактический потенциал этой формы дополнительного образования, то его шансы на отличное усвоение новых знаний и умений значительно возрастают. На сегодняшний день, мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения профессии (что называется, изучить предмет руками). Именно поэтому мастер-классы пользуются такой большой популярностью среди населения. Соответственно, многих интересует, что скрывается за понятием "мастер-класс", и какие виды мастер-классов бывают. И сегодня мы расскажем вам об этом.

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие).

В системе дополнительного образования мастер-классы проводятся в рамках повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельный вид обучающих курсов. Занятие может быть посвящено обзору актуальных проблем, технологий, аспектам и приемам их использования, а также авторским методам применения технологий на практике. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения поставленной проблемы.

На данный момент существуют такие виды мастер-классов:

  • производственные (их проводят на предприятиях с целью обмена передовым опытом, демонстрации новых технологий);
  • учебно-образовательные (цель: повышение профессионального уровня, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей);
  • учебно-профессиональные (проводят студенты с целью обмена опытом и повышения образовательного уровня).

Основные задачи мастер-класса:

  • профессиональное общение, усовершенствование навыков;
  • повышение квалификации участников;
  • самореализация;
  • стимулирование роста творческого потенциала;
  • передача опыта;
  • популяризация новых технологий обучения.

Структура мастер-класса

По своей сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор навыков от мастера к ученику. Как правило, структура мастер-класса включает в себя:

  • Вступительную часть (целевые установки от руководителя, краткое описание будущего занятия).
  • Демонстрацию опыта.
  • Комментирование наиболее важных моментов.
  • Заключение.

Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься. Потом педагог демонстрирует ученикам порядок действий определенного содержания (например, если это мастер-класс по гончарному делу, то методы работы с гончарным кругом или современные способы росписи гончарных изделий), и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.

Преимущества и недостатки мастер-классов

Преимущества мастер-классов как формы обучения:

  • передача практического опыта в реальном времени и с активным участием слушателей;
  • интерактивная форма проведения, что обеспечивает комфорт и непринужденность в общении;
  • ведущий мастер-класса необязательно должен иметь какое-то звание или высокую должность. Ведь главное для мастера это безупречное владение определенной технологией, знаниями по теме и умение эффективно донести их до участников;
  • возможность ознакомиться с авторской методикой или оригинальным методом под руководством самого мастера.

Если же говорить о недостатках данной формы обучения, то необходимо выделить то, что:

  • мастер-класс это универсальная методология, которая проводится ограниченное число раз и имеет узконаправленную цель, так как служит лишь дополнительной, но не ведущей формой обучения;
  • участник мастер-класса обязан иметь подготовительную базу по теме, так как занятие не предусматривает разъяснение основных теоретических аспектов.

Виды мастер-классов в контексте дополнительного образования

Мастер-класс очень важная форма обучения в структуре программы повышения квалификации. Например, на курсах парикмахерского искусства вас могут пригласить на занятие по теме: «Классические и креативные стрижки», «Свадебные и вечерние прически в стиле плетения», «Этика и психология в косметическом салоне», «Детский и мужской макияж». Бизнес-школы активно внедряют мастер-классы в свои образовательные программы, чтобы показать учащимся практические приемы решения проблем и ситуаций, а также продемонстрировать алгоритм применения передовых технологий («Успешный руководитель», «Как начать свой бизнес», «Введение в эмоциональный интеллект» - занятие МВА, «Лидерские навыки менеджера», «Маркетинг Опыта»).

Отметим, что практически все программы профессиональной переподготовки обязательно включают в себя такую форму обучения как мастер-класс. Их целью является развитие ключевых компетенций в участников, знакомство с передовыми технологиями и передача практического опыта слушателям. Например, на курсах переподготовки «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» вам могут предложить мастер-классы на темы: «Глобализация моды. Как стать привлекательным для байера на международном рынке», «Продвижение fashion-продукта в новых медиа: Facebook, Вконтакте, Твиттер, Youtube, Pinterest, Instagram», ««Продающий» PR для модных марок: разумная альтернатива популярным рекламным инструментам».

В структуру образовательной программы курса переподготовки «Актер театра и кино» рационально включить мастер-классы «Работа актера над собой», «Зерно роли», «Создание актерского образа».

Мастер-класс как самостоятельный компонент образовательной системы

Мастер-классы могут выступать самостоятельным компонентом в системе дополнительного образования. При этом они касаются абсолютно всех сфер жизни человека: от развития творческого потенциала до освоения новой профессии. Чаще всего подобные мастер-классы проводятся в частном порядке (вне стен образовательных организаций), по принципу добровольного участия в "клубе" по интересам. На таких занятиях люди не только приобретают новые знания и навыки, но и общаются в кругу единомышленников, делятся собственным опытом и наблюдениями, а также плодотворно используются свое свободное время.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
С января по апрель 2024 года Московский экспортный центр и компания «Путеводитель по инновациям» провели совместный отраслевой трек экспортно-ориентир..
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
19 апр. 2024 г.
0
185
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования РФ
На прошедшем накануне совещании министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с руководством вузов РФ обсуждались вопросы качества проведения ..
Валерий Фальков поручил усилить контроль за качеством проведения некоторых экзаменов для иностранцев
18 апр. 2024 г.
1
666
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
861
Оставить свой комментарий

Ваш город: