Отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень уже к 2020 году. К такому выводу пришло Министерство образования и науки и представило соответствующий проект, где учтены практически все мероприятия которые, по мнению специалистов ведомства, будут способствовать совершенствованию системы СПО. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с деталями проекта Минобрнауки, посвященного модернизации средне-профессионального образования России.
Отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень уже к 2020 году. К такому выводу пришло Министерство образования и науки и представило соответствующий проект, где учтены практически все мероприятия которые, по мнению специалистов ведомства, будут способствовать совершенствованию системы СПО.
В реализации проекта задействованы: Минобрнауки, Минтруда, Торгово-промышленная палата РФ, Агентство стратегических инициатив, Общероссийские объединения работодателей, органы исполнительной власти и пр.
Предлагаем вам подробнее ознакомиться с деталями проекта Минобрнауки, посвященного модернизации средне-профессионального образования России.
Чем вызвана необходимость модернизации СПО?
На современном этапе система СПО находится далеко не в лучшем состоянии. И основным показателем этого является постоянно снижающееся количество обучающихся: с 2000 года количество выпускников учреждений СПО снизилось с 30% до 20%.
Среди основных причин сложившейся ситуации можно выделить следующие:
- демографический спад;
- повышение доступности высшего профобразования;
- отсутствие заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и экономия на зарплате.
Нельзя не упомянуть и том, что после 90-х годов государство фактически не уделяло СПО никакого внимания, из-за чего учреждениям средне-профессионального образования приходилось существовать автономно. Не все руководители учреждений смогли самостоятельно наладить связь с производством и остаться наплаву. В итоге качество СПО в России значительно снизилось, да и желание обучаться в техникумах и колледжах у молодежи пропало.
Сегодня власти признают, что упадок системы СПО не лучшим образом скажется на развитии российской экономики в будущем, ведь уже сегодня наблюдается упадок производительности труда и низкое качество рабочей силы. Решение проблемы нехватки высококвалифицированных кадров вышла в приоритетные задачи Министерства образования, и даже появился специальный департамент, курирующий это направление.
В 2015 году Правительство РФ опубликовало распоряжение, где приводится комплекс мер по совершенствованию системы СПО, на основе которого проходит реализация соответствующего проекта.
Какие меры позволят совершенствовать СПО?
Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование СПО, разбит на несколько блоков, которые включают в себя:
- работу над соответствием квалификации выпускников современным экономическим потребностям;
- сотрудничество бизнес-структур и государства в рамках развития системы СПО;
- отслеживание качества подготовки по программам СПО.
Давайте теперь рассмотрим содержание каждого из блоков подробнее.
Квалификация выпускников согласно требованиям экономики
Прежде всего, был сформирован список востребованных специальностей СПО на современном рынке труда, из которых выделено 50 наиболее нужных. Для последних разрабатываются и актуализируются профстандарты, ориентированные на зарубежный опыт и передовые технологии. Все это должно быть утверждено на нормативном уровне.
Параллельно производится последовательное внедрение в СПО дуальной модели обучения. В узком смысле такая модель предполагает теоретическое обучение в образовательном учреждении, и получение практических навыков – у работодателя в организации.
В соответствии с разработанными стандартами будет пересмотрена подготовка педагогических кадров для работы в системе СПО. Для дополнительного профобразования руководителей техникумов и колледжей в самое ближайшее время будут подготовлены методические рекомендации.
На протяжении 2015-2020 года будут проводиться регулярные мероприятия в виде чемпионатов профессионального мастерства, всероссийские конкурсов и олимпиад по перспективным профессиям. Сюда относится чемпионат "Ворлдскиллс Россия" и конкурс "Лучший по профессии". Согласно их результатам будут подготовлены методические рекомендации по улучшению СПО.
Весь комплекс мер должен в полной мере распространяться в том числе и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, будет повышаться квалификация педагогических работников, работающих с лицами с ОВЗ, а в чемпионатах, конкурсах и олимпиадах появятся специальные номинации для участия в них лиц с ОВЗ.
Обязательный компонент проекта – информационная кампания по повышению общественного престижа СПО в России и популяризации рабочих профессий.
Консолидация ресурсов
Предполагается улучшение профессиональной ориентации обучающихся в школах, а также развитие системы СПО в направлении эффективного совмещения теории и практики.
Для мотивации предприятий в способствовании дуальному образованию и обеспечению учебных заведений необходимым оборудованием будут внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.
Изменениям подвергнется и ФЗ "Об образовании". В частности это коснется расширения целей деятельности колледжей и техникумов.
Мониторинг качества подготовки кадров
Постепенно будут развиваться механизмы оценки и сертификации квалификаций. В новую систему мониторинга обязательно войдет такой критерий, как результаты участия в чемпионатах профессионального мастерства. Предполагается, что мониторинг будет проходить ежегодно.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Ожидается, что внедрение комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы СПО в России, должно принести следующие результаты:
- определение самых востребованных специальностей в зависимости от потребностей экономики;
- внедрение новых профстандартов в сфере СПО;
- развитие материально-технической базы учреждений СПО;
- внедрение дуальной модели образования и подключение к этому заинтересованных предприятий;
- повышение престижа СПО;
- проведение разноуровневых чемпионатов и конкурсов.
Все это должно привести не только к увеличению количества обучающихся в колледжах и техникумах, но и повышению качества образования по программам СПО. Таким образом, в перспективе рынок труда заполнят практикоориентированные специалисты, которые будут соответствовать запросам современного производства.