Реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование. Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров.
В одном из своих интервью министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что качество медицины зависит исключительно от квалификации медиков. Именно поэтому реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование, которое, собственно, и позволяет им стать квалифицированными специалистами.
Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского и фармацевтического образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров каждые пять лет. По мнению специалистов это позволит модернизировать существующую систему дополнительного медобразования и существенно повысить квалификацию медицинских работников и фармацевтов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров, пилотный проект которого был запущен в 2014 году.
Что такое непрерывное медицинское образование?
Непрерывное медицинское образование (НМО) – новая форма повышения квалификации медработников, предусматривающая индивидуальное обучение медиков и провизоров, сопровождающееся ежегодным контролем и управляемое профессиональными сообществами. Индивидуальное обучение должно включать в себя:
- формирование индивидуального плана обучения на ближайшие 5 лет на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
- реализация плана с последующим прохождением аккредитации по соответствующей специальности.
Отметим, что компонентами индивидуального плана могут стать самые разные виды образовательной активности, от обучения на программах дополнительного профессионального образования до участия в конференциях, мастер-классах, вебинарах и т.д.
Для определения усилий, затраченных специалистом при непрерывном образовании, была разработана система зачетных единиц (баллов), где 1 балл равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана должна составлять не меньше 50 часов в год (36 часов очного обучения в ВУЗе и 14 часов других образовательных мероприятий).
Система баллов профессиональной активности медработников и провизоров включает в себя:
- чтение лекционного материала в медицинских учреждениях для персонала и пациентов, а также появление в СМИ (за 10 лекций — 2 балла);
- обучение на цикле (предаттестационном — 40 баллов);
- присутствие на кратковременных курсах, стажировки, семинары местные и региональные, по данным управления здравоохранения (5-10 баллов);
- научно-педагогическая деятельность в учебных последипломных заведениях образования и фармацевтических (медицинских) вузах (10-30 баллов);
- участие в съездах на международных и национальных уровнях (симпозиумах, конференциях, конгрессах — 2-10 баллов);
- пребывание на циклах (тематических) улучшения последипломного обучения (10-45 баллов);
- обучение на информационных курсах, практика в заведениях последипломного обучения, институтах (научных и исследовательских, включая зарубежные — 20-40 баллов);
- получение квалификации с помощью удаленной формы обучения на факультетах последипломного образования (10 баллов).
Также при определении трудоемкости выполнения индивидуального плана медиков учитываются такие направления деятельности, как:
- защита диссертации;
- печать учебников профессиональной сферы, монографий, методических советов;
- получение образования в аспирантуре, ординатуре, докторантуре;
- публикация научных изданий и статей;
- использование в работе новейших методов оздоровления, фармацевтического анализа и диагностирования;
- внедрения в профессиональную деятельность современных разработок.
То есть, медицинским работникам и фармацевтам, если они, конечно, хотят и дальше осуществлять профессиональную деятельность, придется постоянно участвовать в различных образовательных мероприятиях, стремясь заработать как минимум 50 баллов в год. Если специалист в течение пяти лет не сможет заработать необходимый минимум баллов (а это 250 баллов), то он не будет допущен к аккредитационному экзамену и, соответственно, не сможет дальше работать по специальности.
Аккредитационный экзамен – новая система допуска к профессиональной деятельности
До 1 января 2016 года медицинские и фармацевтические работники допускались к работе только при наличии соответствующего сертификата специалиста, который выдавался на 5 лет после:
- окончания ВУЗа и прохождения обучения в интернатуре или ординатуре;
- обучения по программе повышения квалификации;
- прохождения профессиональной переподготовки.
1 января 2016 года в действие запущена новая система допуска к профессиональной деятельности, внедрение которой будет осуществляться в несколько этапов – аккредитационный экзамен специалистов.
- с 1 января 2016 года – аккредитацию проходят молодые специалисты, окончившие ВУЗ после 1 января 2016 года по специальностям "Стоматология" и "Фармация".
- с 1 января 2017 года – аккредитацию пройдут выпускники ВУЗов, освоившие программы высшего медицинского образования (по всем специальностям) после 1 января 2017 года;
- с 1 января 2018 года – аккредитацию пройдут лица, освоившие по 1 января 2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования (уровень ординатуры, бакалавриата, магистратуры), программы среднего медицинского и фармацевтического образования и программы профессиональной переподготовки;
- с 1 января 2021 года – аккредитацию будут проходить все медработники и провизоры.
На протяжении всего промежуточного периода (с 2016 по 2021 год) допуск к профессиональной деятельности медработников и фармацевтов будет осуществляться как через сертификацию, так и через аккредитацию специалиста (естественно, в зависимости от срока получения последнего сертификата или прохождения аккредитации).
Аккредитационный экзамен медработники и фармацевты будут сдавать в обязательном порядке каждые пять лет, по результатам которого им будет выдаваться (или не выдаваться) допуск к осуществлению профессиональной деятельности.
С какими проблемами сталкивается внедрение системы непрерывного медицинского образования?
Основная сложность внедрения системы непрерывного медицинского образования и аккредитации медработников и фармацевтов связана с тем, что не все медицинские работники и провизоры имеют возможность выполнять свой индивидуальный план обучения.
Прежде всего, это работники сельских медпунктов и аптек. Во-первых, зачастую они не могут надолго оставить свое место работы, чтобы пройти обучение по программе дополнительного образования или принять участие в семинаре или конгрессе. Во-вторых, не во всех селах имеется бесперебойный доступ к интернету (а это является обязательным условием участия в непрерывном медицинском образовании). В-третьих, в сельских медпунктах и аптеках работают преимущественно представители еще советской медицинской школы, которым очень сложно перейти на новый формат повышения/подтверждения своей квалификации.
Еще одна проблема заключается в том, что на сегодняшний день в системе непрерывного образования присутствуют далеко не все учебные семинары, конференции и конгрессы, позволяющие "заработать" баллы. Дело в том, что баллы начисляются только за участие в аккредитованных образовательных мероприятиях, о которых специалисты зачастую просто не знают. Одновременно с этим уже сегодня активно рекламируются конгрессы и саммиты, которые привлекают специалистов объявлениями о том, что они якобы дают баллы. И участники непрерывного медицинского образования физически не имеют возможности проверить, действительно ли то или иное учебное мероприятие позволит им получить баллы или это просто рекламный ход нечистоплотных организаторов.