Ваш город:

Последипломное образование медиков и провизоров

1 авг. 2016 г.
3
8615

Реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование. Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров.

Последипломное образование медиков и провизоров

В одном из своих интервью министр здравоохранения Вероника Скворцова сказала, что качество медицины зависит исключительно от квалификации медиков. Именно поэтому реформы, которые сегодня активно проводятся в России, охватили не только первоначальную подготовку медицинских работников в ВУЗах, но и их последипломное образование, которое, собственно, и позволяет им стать квалифицированными специалистами.

Одним из составляющих этих реформ стало внедрение непрерывного медицинского и фармацевтического образования и введение обязательной аккредитации медиков и провизоров каждые пять лет. По мнению специалистов это позволит модернизировать существующую систему дополнительного медобразования и существенно повысить квалификацию медицинских работников и фармацевтов. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями последипломного образования медиков и провизоров, пилотный проект которого был запущен в 2014 году.

Что такое непрерывное медицинское образование?

Непрерывное медицинское образование (НМО) – новая форма повышения квалификации медработников, предусматривающая индивидуальное обучение медиков и провизоров, сопровождающееся ежегодным контролем и управляемое профессиональными сообществами. Индивидуальное обучение должно включать в себя:

  • формирование индивидуального плана обучения на ближайшие 5 лет на официальном портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • реализация плана с последующим прохождением аккредитации по соответствующей специальности.

Отметим, что компонентами индивидуального плана могут стать самые разные виды образовательной активности, от обучения на программах дополнительного профессионального образования до участия в конференциях, мастер-классах, вебинарах и т.д.

Для определения усилий, затраченных специалистом при непрерывном образовании, была разработана система зачетных единиц (баллов), где 1 балл равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана должна составлять не меньше 50 часов в год (36 часов очного обучения в ВУЗе и 14 часов других образовательных мероприятий).

Система баллов профессиональной активности медработников и провизоров включает в себя:

  • чтение лекционного материала в медицинских учреждениях для персонала и пациентов, а также появление в СМИ (за 10 лекций — 2 балла);
  • обучение на цикле (предаттестационном — 40 баллов);
  • присутствие на кратковременных курсах, стажировки, семинары местные и региональные, по данным управления здравоохранения (5-10 баллов);
  • научно-педагогическая деятельность в учебных последипломных заведениях образования и фармацевтических (медицинских) вузах (10-30 баллов);
  • участие в съездах на международных и национальных уровнях (симпозиумах, конференциях, конгрессах — 2-10 баллов);
  • пребывание на циклах (тематических) улучшения последипломного обучения (10-45 баллов);
  • обучение на информационных курсах, практика в заведениях последипломного обучения, институтах (научных и исследовательских, включая зарубежные — 20-40 баллов);
  • получение квалификации с помощью удаленной формы обучения на факультетах последипломного образования (10 баллов).

Также при определении трудоемкости выполнения индивидуального плана медиков учитываются такие направления деятельности, как:

  • защита диссертации;
  • печать учебников профессиональной сферы, монографий, методических советов;
  • получение образования в аспирантуре, ординатуре, докторантуре;
  • публикация научных изданий и статей;
  • использование в работе новейших методов оздоровления, фармацевтического анализа и диагностирования;
  • внедрения в профессиональную деятельность современных разработок.

То есть, медицинским работникам и фармацевтам, если они, конечно, хотят и дальше осуществлять профессиональную деятельность, придется постоянно участвовать в различных образовательных мероприятиях, стремясь заработать как минимум 50 баллов в год. Если специалист в течение пяти лет не сможет заработать необходимый минимум баллов (а это 250 баллов), то он не будет допущен к аккредитационному экзамену и, соответственно, не сможет дальше работать по специальности.

Аккредитационный экзамен – новая система допуска к профессиональной деятельности

До 1 января 2016 года медицинские и фармацевтические работники допускались к работе только при наличии соответствующего сертификата специалиста, который выдавался на 5 лет после:

  • окончания ВУЗа и прохождения обучения в интернатуре или ординатуре;
  • обучения по программе повышения квалификации;
  • прохождения профессиональной переподготовки.

1 января 2016 года в действие запущена новая система допуска к профессиональной деятельности, внедрение которой будет осуществляться в несколько этапов – аккредитационный экзамен специалистов.

  • с 1 января 2016 года – аккредитацию проходят молодые специалисты, окончившие ВУЗ после 1 января 2016 года по специальностям "Стоматология" и "Фармация".
  • с 1 января 2017 года – аккредитацию пройдут выпускники ВУЗов, освоившие программы высшего медицинского образования (по всем специальностям) после 1 января 2017 года;
  • с 1 января 2018 года – аккредитацию пройдут лица, освоившие по 1 января 2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования (уровень ординатуры, бакалавриата, магистратуры), программы среднего медицинского и фармацевтического образования и программы профессиональной переподготовки;
  • с 1 января 2021 года – аккредитацию будут проходить все медработники и провизоры.

На протяжении всего промежуточного периода (с 2016 по 2021 год) допуск к профессиональной деятельности медработников и фармацевтов будет осуществляться как через сертификацию, так и через аккредитацию специалиста (естественно, в зависимости от срока получения последнего сертификата или прохождения аккредитации).

Аккредитационный экзамен медработники и фармацевты будут сдавать в обязательном порядке каждые пять лет, по результатам которого им будет выдаваться (или не выдаваться) допуск к осуществлению профессиональной деятельности.

С какими проблемами сталкивается внедрение системы непрерывного медицинского образования?

Основная сложность внедрения системы непрерывного медицинского образования и аккредитации медработников и фармацевтов связана с тем, что не все медицинские работники и провизоры имеют возможность выполнять свой индивидуальный план обучения.

Прежде всего, это работники сельских медпунктов и аптек. Во-первых, зачастую они не могут надолго оставить свое место работы, чтобы пройти обучение по программе дополнительного образования или принять участие в семинаре или конгрессе. Во-вторых, не во всех селах имеется бесперебойный доступ к интернету (а это является обязательным условием участия в непрерывном медицинском образовании). В-третьих, в сельских медпунктах и аптеках работают преимущественно представители еще советской медицинской школы, которым очень сложно перейти на новый формат повышения/подтверждения своей квалификации.

Еще одна проблема заключается в том, что на сегодняшний день в системе непрерывного образования присутствуют далеко не все учебные семинары, конференции и конгрессы, позволяющие "заработать" баллы. Дело в том, что баллы начисляются только за участие в аккредитованных образовательных мероприятиях, о которых специалисты зачастую просто не знают. Одновременно с этим уже сегодня активно рекламируются конгрессы и саммиты, которые привлекают специалистов объявлениями о том, что они якобы дают баллы. И участники непрерывного медицинского образования физически не имеют возможности проверить, действительно ли то или иное учебное мероприятие позволит им получить баллы или это просто рекламный ход нечистоплотных организаторов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Валерий Фальков с рабочим визитом в Татарстане
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков провёл панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации»..
О визите В. Фалькова в Татарстан и перспективе сотрудничества ЦКП «СКИФ» с индустриальными партнёрами
25 апр. 2024 г.
0
130
Студенты РФ
По информации пресс-службы Минцифры, на Госуслугах появятся электронные студенческие билеты и зачётные книжки. А согласно подписанному Президентом РФ ..
Об электронных студенческих билетах и упрощении условий получения статуса молодого специалиста
24 апр. 2024 г.
0
376
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
Ведущие дорожные и нефтяные ВУЗы России представили стендовые доклады о своих разработках на XII межотраслевой конференции «PRO Битум и ПБВ» в Санкт-П..
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
24 апр. 2024 г.
0
434
Комментарии
Елена
Гость
24 дек. 2016 г., 9:59

Проблемы есть не только у врачей сельских лечебных учреждений, но и в Санкт-Петербурге. За 2016 год у нас многие врачи получили сертификаты,а возможности реализовать учебную программу не было.Срок получения баллов у многих истекает. Как им поступить?Только если зарегистрироваться на Портале НМО.

Андрей
Гость
6 февр. 2017 г., 14:08

Реформа направлена на снижение количества врачишек. Хотите доступной мед помощи? Да её теперь днем с огнем не найдешь. Так держать реформаторы. А если человек не пройдет аккредитацию, считай дворник.
Стоит ли столько времени и труда вкладывать чтоб стать врачом и получать "большие деньги"?

виктор
Гость
20 февр. 2019 г., 2:25

Достали своими требованиями и НЕУМЕНИЕМ организовать НМО!! Ну что же Вы требуете от врача? _ самостоятельно определять аккредитировано или нет учреждение, берущее плату, будучи не легитимным для начисления баллов? Или нужен новый вид врачей -обманутые дольщики. Кто -то должен на официальном сайте НМО опубликовать учреждения имеющие аккредитацию?

Оставить свой комментарий

Ваш город: