Ваш город:

Как образовательный сайт может дополнить обучение в школе?

28 сент. 2017 г.
1
1499

Чему только не учатся дети! С каждым годом программы усложняются, требования к детям, учителям и родителям возрастают, а вместе с ними повышаются ожидания. Но достаточно ли тех знаний? Редакция издания «Навигатор образования» и образовательный сайт для детей ЛогикЛайк подготовили статью о том, чего ждать от школы на самом деле — и как дополнить школьное образование, сделать обучение более разносторонним.

Как образовательный сайт может дополнить обучение в школе?

Чему только не учатся дети! С каждым годом программы усложняются, требования к детям, учителям и родителям возрастают, а вместе с ними повышаются ожидания. Но достаточно ли тех знаний? Редакция издания «Навигатор образования» и образовательный сайт для детей ЛогикЛайк подготовили статью о том, чего ждать от школы на самом деле — и как дополнить школьное образование, сделать обучение более разносторонним.

Чему учат в школе

Известная песня хорошо отражает характер школьного образования: дети учатся «буквы разные писать», вычитать, умножать и не обижать малышей-дошкольников.

По мере взросления дети получают:

  • знания и навыки в соответствии с образовательной программой;
  • умение выполнять «универсальные учебные действия» (термин из в ФГОС): познавательные, регулятивные, когнитивные. Иначе говоря, ребенок учится добывать знания, обрабатывать их и делать это осознанно, дисциплинированно;
  • экспертизу — наработанную, пусть даже не идеальную, методику передачи и получения знаний.

Усвоение знаний и навыков зависит в большой степени от личности ребенка, его готовности к школе и родительской поддержки. Детей в классах много — и проконтролировать, насколько каждый ребенок понял тему, сложно. Эта проблема тем серьезнее, чем сложнее учебный материал.

Обучение ребенка в школе основывается на 4 китах:

  1. Решение типовых задач.
  2. Механическое повторение («зазубривание») — например, падежей, таблицы умножения и т.д.
  3. Использование простых приемов запоминания: таких как опорные схемы, простейшие мнемотехники, «каждый охотник желает знать» и т.п.
  4. Основы упорядочения информации, например, классификация по какому-либо признаку.

Учителя в школе стремятся дать ребенку выборочную обратную связь — по мере возможности. Например, если вызвать ребенка к доске, то можно заметить пробел в знаниях или недостаточное понимание темы.

Кроме того, педагоги стараются заинтересовать учеников предметами и связанными с ними науками, заложить амбиции, стремление к успеху, а также внушить коллективный дух и научить продуктивному соперничеству. Удается ли воплотить в жизнь эти намерения, зависит от личности и таланта учителя, его профессиональных амбиций.

Чему не учат в школе — в силу обстоятельств

Даже далекие от школы и воспитания детей люди догадываются, что современная школа не совершенна. Родители же во время учебы детей осознают, что учителя в своей работе ограничены объективными обстоятельствами:

  1. временем — а именно продолжительностью урока, количеством часов на усвоение темы и т.д.;
  2. программой — есть конкретный перечень тем и вопросов, которые учитель обязан осветить на уроке;
  3. контекстом — а именно большим количеством учеников;
  4. мотивацией и личными особенностями детей: одни усваивают материал быстро и сразу «остывают» к нему, другим требуется больше времени. Интерес к разным предметам различен, склонности к наукам у школьников тоже разные.

По описанным выше причинам учитель не всегда может:

  • подать учебный материал в увлекательном формате;
  • предоставить ситуативную персональную обратную связь;
  • стимулировать творческие способности детей;
  • прививать навык решения проблем — а именно использование теории на практике, в жизненных обстоятельствах, сочетание имеющихся знаний из разных областей, привычку к самоорганизации и планированию времени;
  • учить мыслить критически — проверять информацию, стремиться доказать ее.

Школа — это фундамент образования, но в конечном итоге рискованно рассчитывать только на нее. Ответственность за будущее ребенка несут родители, а не "система образования". К счастью, у них есть помощники.

Как образовательный сайт может дополнить обучение в школе

Творческое развитие личности и укрепление здоровья ребенка — темы отдельных статей. Всё это нужно по мере возможностей, с учетом способностей и интересов.

Мы же будем говорить только о том, как эффективно дополнить учебные занятия внеклассными — в домашних условиях.

Для наглядности возьмем математику. В школе ребенок знакомится с основами математических вычислений, учится сравнивать числа и выражения, находить закономерности, решать типовые задачи разной сложности. Для выхода хотя бы на олимпиадный уровень, не говоря уже про задачи взрослой жизни, школьнику очень пригодилось бы критическое и логическое мышление, т.е. умение думать, рассуждать, мыслить. А если решаешь только простые и предсказуемые задачи, развить эти навыки не получится.

Навык рассуждать вырабатывается при встрече с задачами нестандартными, логическими, занимательными, такими как выявление закономерности, «ложь-истина», переливание-взвешивание, математические ребусы и другие головоломки.

Решая непривычную и визуально привлекательную задачу, ребенок приобретает новые навыки:

  • выделение главного и второстепенного;
  • формирование аналогий;
  • перефразирование;
  • построение выводов;
  • отслеживание взаимосвязей;
  • построение гипотез — в том числе поиск вариантов решения задачи;
  • самостоятельная оценка своей работы и результатов.

Польза очевидна, но как ее извлечь? Существует несколько способов организовать дополнительные учебные занятия для ребенка:

  1. развивающие предметные кружки (в нашем случае — по математике);
  2. кружки по интересам, положительно влияющие на учебные успехи — например, занятия шахматами, авиамоделированием, робототехникой;
  3. самостоятельные занятия дома, в том числе с использованием развивающих порталов и образовательных сайтов.

Достоинства образовательного сайта, которые помогают эффективно дополнить и улучшить обучение в школе:

Занятия из дома. Никуда не надо ездить — тратить время, силы, деньги на проезд. Благодаря этому ребенок меньше устает и охотнее «включается» в работу. Кроме того, в небольших населенных пунктах может не быть подходящих по тематике или склонностям офлайн-кружков, секций, занятий. Сайт в этом случае — отличное решение.

Наглядность и интерактивность. Задания выглядят «вкусно» — они яркие, понятные. Во многих заданиях задействованы близкие, понятные ребенку персонажи, которыми в ряде случаев можно управлять, например, перемещать для решения задачи.

Самостоятельный график (и тема!) обучения. Индивидуальный график особенно нужен активным детям, которые посещают большое количество секций и кружков; загруженным детям, которым сложно совмещать учебу в специализированных школах с углубленным изучением предметов с любыми дополнительными занятиями; талантливым детям, которым нужен индивидуальный (читайте: ускоренный) темп обучения.

Учебная поддержка. Речь идет о, в первую очередь, о неуспевающих в учебе детях, ведь им требуются дополнительные индивидуальные занятия или хотя бы дополнительное время на решение задач.

Приучение к самостоятельности. Ребенок вынужден планировать и занятия, и свое свободное время. Важно, что при этом он не чувствует, что его заставляют. Мотивация к самостоятельной организации идет «изнутри»: ребенку просто интересно.

Методическая база. Важно отметить, что она есть не у каждого интернет-ресурса, который предлагает развивающие задачи. Родителям необходимо обращать внимание на этот нюанс, чтобы дополнительное обучение ребенка было качественным.

Как проходят дополнительные занятия на современной обучающей платформе?

Чтобы помочь нашим читателям лучше разобраться в теме, мы задали создателям образовательной платформы для детей дошкольного и младшего школьного возраста ЛогикЛайк несколько вопросов.

- Ваш сайт содержит несколько тысяч заданий по логике и математике. Но это ведь не просто «онлайн-задачник»?

- Да, в настоящий момент в базе более 3000 задач и тестов на логическое, пространственное и нестандартное мышление. Но на самом деле LogicLike.com — это гораздо больше. Несколько лет назад наш проект был больше похож на «задачник», «тренажер». Сегодня ребята и их родители уже через 2-3 занятия понимают, что перед ними не очередной детский развивающий сайт, а полноценный образовательный продукт.

- Каким образом вы организуете учебный процесс?

- Мы считаем, что теория, методическая часть и формат их подачи имеют огромное значение. Учебные материалы представлены не в виде лекции или скучного урока без обратной связи от детей. Поэтому предлагаем теоретические блоки, прикладную теорию только тогда, когда это действительно нужно ребенку, и в удобном понятном для восприятия формате. Активно используем подсказки, комментарии к ответам. Дети получают удовольствие от процесса обучения не только благодаря похвалам за правильные ответы. Заинтересованные в успехах своих учеников Профессор и его помощник Робот Клапан сопровождают ребенка от задачи к задаче. В процессе занятий на ЛогикЛайк дети регулярно получают ощущения, близкие к урокам с репетитором: не только грамотную обратную связь, но и положительные эмоции.

- Но ведь сайт не может заменить школьнику живого учителя?

- На замену «персонального» педагога не может претендовать ни один сайт. Но это ли на самом деле нужно ребенку в процессе обучения? Давайте разберем на примере.

Ребенок решает задачу, но вот что-то не понятно, дело не идет. На помощь приходит доброжелательный Робот Клапан, который наводит на мысль, куда «копать», где искать решение, но не преподносит его на блюдечке. Совет Клапана зависит от ситуации: это может быть предложение подумать или посмотреть теорию (урок), подсказка, с чего начать рассуждать, комментарий о том, под каким углом можно посмотреть на задачу.

Если ребенок решает задачу неправильно, то «подключается» ситуативная подсказка. Она отсекает неправильные варианты и становится новой ступенькой к правильному решению. Прямо как учитель, который смотрит в тетрадь, видит ошибку и подсказывает, в чем проблемы, — так и мы в зависимости от ответа даем ученику ситуативную подсказку.

Если ребенок решил задачу правильно, то мы и здесь даем комментарий. Это как похвала от учителя, в которой лишний раз подчеркивается правильное направление мыслей, закрепляется навык. Плюс на этапе «решенной задачи» важно, чтобы ребенок увидел, рациональный ли у него подход, и как вообще рассуждают. Мы подсказываем, как можно сделать иначе, подключаем критическое мышление.

- Звучит убедительно. Чем еще могут быть полезны занятия на вашем сайте?

- Во время дополнительных занятий на образовательном сайте ребенок налегке впитывает теоретические аспекты и получает возможность посмотреть на школу с новой стороны. Любой ребенок у нас решает задачи "с настроением" и сохраняет уверенность в своих силах. Такие занятия положительно влияют на успеваемость. Во-первых, школьник совершает «универсальные учебные действия», тренирует навыки мыслить и рассуждать. Во-вторых, растет его самооценка, уверенность в своих силах — а это отличный фундамент для успехов в любом деле. К этому все мы и стремимся — и учителя, и родители, и создатели образовательных ресурсов. А вообще — лучше один раз увидеть :) Перейти к задачам

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
809
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
1157
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1616
Комментарии
Гость
Гость
29 сент. 2017 г., 12:34

Впечатление от текста "рекламы" сайта: написан неряшливо.

Оставить свой комментарий

Ваш город: