Ваш город:

Бумажные ступеньки учительской карьеры

3 окт. 2017 г.
0
2836

Минобрнауки РФ утвердило план развития Национальной системы учительского роста, который пересматривает наши представления о карьере педагога. В школе предполагается ввести звания «учитель», «учитель-методист» и «учитель-наставник». Пока в 13 субъектах РФ началась апробация системы, в которой участвуют 4, 5 тысяч учителей математики и русского языка. Педагогов предполагается провести через курсы повышения квалификации и установить, какой ступени роста они соответствуют.

Бумажные ступеньки учительской карьеры

Минобрнауки РФ утвердило план развития Национальной системы учительского роста, который пересматривает наши представления о карьере педагога. В школе предполагается ввести звания «учитель», «учитель-методист» и «учитель-наставник». Пока в 13 субъектах РФ началась апробация системы, в которой участвуют 4, 5 тысяч учителей математики и русского языка. Педагогов предполагается провести через курсы повышения квалификации и установить, какой ступени роста они соответствуют.

Прототип Национальной системы учительскогороста был выращен в Англии и в Уэльсе: преподавание в школе исторически рассматривалось там не просто как благородное занятие, а - как карьера.

Раньше в системе английского образования существовало две ступени учительской карьеры:«учитель» и «продвинутый учитель». Сейчас их три: учитель, старший учитель и учитель-мастер.

Три градации недавно появились и в английских специализациях: учитель, учитель-специалист и учитель-старший специалист (он получает правоконсультировать педагогов из других школ).

Впрочем, сегодня все смотрят не на старую добрую Англию, которая занята своим выходом из Евросоюза, а на мощный и динамичный Сингапур, чьи школьники – признанные лидеры международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS.

Перемещаемся в Сингапур.

Сингапурскому педагогу открываются три карьерные возможности.

Первая - административная карьера (практически единственная, доступная сейчас российскому учителю).

Вторая – карьера «старшего учителя», к которому педагоги своей школы в любой момент могут обратиться за консультацией.

Третья возможность – карьера «учителя-мастера», чьи уроки будут посещать коллеги из других школ.

Фактически сингапурский «педагог-мастер» занимается повышением квалификации учителей на уровне страны.

Еще одна возможность учительской карьеры в Сингапуре – стать специалистом.

Педагог приобретает дополнительную специализацию (скажем, становится экспертом по работе с определенной языковой группой учащихся) и консультирует других учителей школы.

За это он будет получать моральные бонусы и дополнительную оплату.

…ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПРОФОСЮЗА

Разумеется, при известии о том, что в российской школе могут появиться не просто учителя, а учителя-наставники и учителя-методисты, многие снова заговорил о грядущем расслоения педагогических коллективов.

Впрочем, в других странах с этим столкнулись гораздо раньше.

И поняли, что главный вопрос: кто оценит готовность учителя перейти на новую карьерную ступень? Каков будет вклад в это решение директора школы? Спросит ли кто-нибудь педагогический коллектив, учеников, их родителей?

Как говорил один из лидеров образования Массачусетса (США): «Качественное инепрерывное профессиональное развитие - один из рычагов, позволяющих сохранить учительский корпус и повысить образовательные результаты детей».

У нас говорят то же самое.

Только делают другое.

Знаете, кто в США и Канаде разрабатывает стандарты для профессионального образования педагогов?

Этим занимаются профсоюзы. Созданные ими стандарты, в свою очередь, становятся основой для разработки программ повышения квалификации для учителей.

Когда в США и Канаде уяснили, что государство (вернее, образовательные чиновникиуровня отдельных штатов или провинций) не в состоянии переподготовить старых учителей и призвать в школы новых, на помощь бумажным теоретикам пришли профессиональные сообщества педагогов.

Федерация учителей штата Альберта (Канады) взяла на себя разработки программы текущего оценивания учителей.

Часть этой работы она проделала за счет оплаты на программах повышения учительской квалификации, а часть – за счет государственного гранта.

Другие профессиональные группы и учительские союзы (например, в Онтарио (Канада) сами стали организаторами курсов повышения квалификации и профессионального развития учителей. Правительство только выдает им гранты.

Еще одна интересная программа под названием «Mindfulteacher» реализуется в Бостоне (США).

Там профсоюзы каждый месяц консультируют учителей по самым разным профессиональным вопросам.

Вопрос: много вы видели школ (в любых регионах России), которые могли бы сказать: «Мы вчера консультировались с профсоюзом?»

Если вам так сказали, значит, вчера в школе обсуждали задержку зарплаты.

Теперь немного отвлекусь.

В 2008 году Россия неформально участвовала в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития TALIS (TeachingandLearningInternationalSurvey).

Тогда результаты, полученные в России, не вошли в официальные документы программ. Данные эти лежали необработанными многие годы.

Потом Московская высшая школа социальных и экономических наук получила их, провела собственное исследование среди учителей в нескольких регионах России и сопоставиламеждународные и российские результаты.

Так вот, из 7000 российских учителей, опрошенных в рамках международного исследования по программе TALIS, только 0,8% ответили, что они являются членами различных педагогических ассоциаций.

При этом педагоги лишь в единичных случаях припомнили что-то о деятельности профессиональных ассоциаций, членами которых сами себя назвали.

А о деятельности профсоюзов в своей школе они не смогли сказать НИЧЕГО.

Исследователям так и не удалось узнать, какую помощь при повышении квалификации оказывают им профсоюз или профессиональная ассоциация.

Про активную деятельность профсоюзов по созданию профессиональных стандартов у нас даже не слышали.

И потому надо приготовиться к тому, что требования к квалификации учителя и его соответствию той или иной ступеньке карьерной лестницы будут разработаны чиновниками министерств и окажутся чисто бюрократическими.

БУМАЖНЫЕ СТУПЕНЬКИ УЧИТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ

Критики новой системы жалуются, что введение новых квалификаций увеличит бумажную нагрузку: ведь появится целый ворох дополнительных форм отчетности.

А кто вам сказал, что такой отчетности нет в других странах?

Педагогу, живущему в одной из стран Евросоюза, нужно строчить и строчить, отрываясь от своих прямых обязанностей, чтобы получить свидетельство о повышения квалификации.

Почти во всех небольших европейских странах планы индивидуального профессионального развития педагогов утверждаются не на уровне школы или муниципалитета, а на уровне страны, центральных органов управления образованием. Именно там подписывается индивидуальный план для каждого педагога.

А теперь представьте себе, сколько бумажной волокиты связано с этим планом и сколько времени отнимает его составление.

Кстати, европейские учителя настолько загружены в школе, что зачастую предпочитают продинамить составление плана своего профессионального развития.

Чем отвечают на это администрации школ? По статистике - смотрятсквозь пальцы.

Почти 25% европейских учителей, у которых возникали проблемы на аттестации, вообще никогда не составляли плана профессионального развития. А директора школ с них его даже и не спрашивали.

Во время исследования, проведенного в рамках программы TALIS, об этом рассказали директора школ Австрии (23%),Эстонии (11%), Венгрии (12%), Ирландии (19%), Норвегии (20%), Польши (11%),Португалии (14%), Словакии (13%), Словении (16%) и Испании (22%).

Это – серьезные цифры в масштабе учительского корпуса каждой страны.

Кстати, ни одна из этих стран не признает профессиональное повышение квалификации личным делом педагога.

Польша, Словакия, Словения, Испания, Португалия, Австрия, напротив, считают, чтоповышение квалификации необходимо учителю длякарьерного роста учителя, но это – не его прямая обязанность.

Эстония, Венгрия, Ирландия расценивают учебу и самосовершенствование учителя как его профессиональный долг.

В Норвегии самосовершенствование и учеба - это не только долг, но еще и новая ступень в карьере учителя.

Но учителя и директора, как мы видим, относятся к составлению и реализации плана профессионального развития с полной беспечностью и считают его чисто бюрократическим документом.

Кстати, в Европе насчитывается только ТРИ страны, где учитель сам решает, повышать ли ему квалификацию и двигаться ли хоть куда-то по карьерной лестнице.

Страны эти не похожи решительно ни в чем, тем более в организации системы образования.

Это - Дания, Италия и Греция.

Неизвестно, почему, но их правительства решили именно так.

И я отмечу еще один любопытный факт: когда повышение квалификации и освоение новых ступеней карьеры отдается на усмотрение учителя, он решает - учиться, учиться и учиться…

По статистике, итальянские учителя проводят на повышении квалификации едва ли не больше дней в году, чем все их коллеги в других странах Евросоюза…

ЗА КАКИЕ ДЕНЬГИ ПРИДЕТСЯ УЧИТЬСЯ?

Российские учителя задаются вопросом: не придется ли после введения Национальной системы учительского роста тратить больше времени на повышение квалификации?

А, соответственно, и платить за нее больше?

Не думайте, что это – вопрос типично российский.

Так ведь и в Европе очень многие учителя повышают квалификацию за собственные деньги.

Исследование TALISпоказало, что финский учитель тратит на повышение своей квалификации около 50 часов в год (примерно неделю), а российские педагоги потратили на это 27 дней!

Больше них времени на обучение и переобучение затратили учителя только ТРЕХ стран Евросоюза: Польши, Италии и Болгарии.

Европейские государства далеко не всегда оплачивает учителю повышение квалификации. А между тем в евросоюзовских школах с них требуютпо полной.

Если те или иные курсы нужны для карьеры, педагоги из европейских странидут снимать деньги с собственного счета.

Вот небольшой расклад.

Для перехода на следующую ступень в оплате труда финскому учителю достаточно пройти 3-5 дневное повышение квалификации, за которое платит государство.

Ежегодно на эти цели из государственного бюджета Финляндии выделяется сумма, эквивалентная 30 млн долларов США, а в 2015 году финское правительство заявило, что удвоит эту сумму.

Но командировочные расходы, связанные с повышением квалификации (а они могут быть значительными) и замена педагогов на уроках оплачиваются из бюджета самих школ.

А тот, кто с этим сталкивался, знает, как трудно посреди учебного года найти учителя себе на замену.

ВЧехии, Нидерландах, Англии и Литвебюджет на повышение квалификации доверяется школам.

В Венгрии 80% курсов повышения квалификации оплачивается государством, а 20% - из бюджета школ и самих учителей.

В Польше и Грузии учителя полностью платят за повышение квалификации.

Впрочем, их уверяют, что для них это - выгодное вложение средств: педагоги, сдавшие в итоге профессиональный экзамен, получают надбавку к жалованью.

Интересно, что в Польше и Грузии введено правило: некоторые экзамены засчитываются педагогу только в том случае, когда он принес сертификат международного образца.

КТО НЕ БОИТСЯ ДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ?

Исследование TALIS пришло к одному важному результату, с которым мы тоже столкнемся при реализации сингапурской системы карьерного роста учителя.

Модель действительно приводит к расслоению учительские коллективы. Но – совсем не к тому, о котором сейчас забеспокоились ее критики.

Национальные системы учительского роста провоцируют появление новой когорты педагогов, которая активно занимается собственной учебой и связанными с нею карьерными бонусами.

Приэтом она оттесняет от программ повышения квалификации тех коллег, кому обучение действительно необходимо.

Сегодня в странах Евросоюза педагоги, имеющиестепень магистра (то есть учившиеся шесть лет и защитившие магистерскую диссертацию) повышают свою квалификацию 20 дней в году, а педагоги-бакалавры – только 18 дней.

Когда такой расклад обнаружился во всех европейских странах, руководителям образования стало понятно, что системы повышения квалификации в Европе обслуживает наиболее подготовленных и мотивированных учителей, а не тех, кто больше всего нуждается в переподготовке.

И еще одна закономерность: чем старше учитель, тем меньше он стремится на курсы повышения квалификации. (В среднем, европейский учитель в возрасте до 30 лет проводит на переподготовке 21 день в году, учитель старше 50 – только 14 дней).

Так что у нас со странами ЕС одинаковые проблемы: самые нуждающиеся учителя так и не попадают в систему повышения квалификации.

На переподготовку стремятся молодые педагоги, которые, как кажется, совсем недавно отучились. Чем старше учитель – тем меньше он стремится к тому, чтобы чему-то поучиться. Чем ниже профессиональный уровень учителя, тем меньше он хочет повысить свою квалификацию.

Национальной системой учительского роста воспользуются, по преимуществу, молодые учителя со степенью магистра.

Сегодня их в российском учительском корпусе – меньшинство.

Средний возраст учителя из Сингапура, у которого мы пытаемся заимствовать систему карьерного роста – менее 40 лет.

Средний возраст педагога в России, согласно исследованию TALIS– 51 год.

О какой карьере мы собираемся говорить?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
740
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
1079
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1516
Оставить свой комментарий

Ваш город: