Ваш город:

Дистанционное образование: история становления

22 дек. 2013 г.
0
7585

Технология получения знаний, в основе которой лежит специфический учебный процесс, осуществляемый между педагогом и учениками на удаленном расстоянии с помощью методик и средств, обусловленных используемой средой передачи информации, называется дистанционным обучением (сокращенно «ДО»). Этот вид обучения позволяет получить образование не выходя из дома, и с каждым днем пользуется все большей и большей популярностью не только за рубежом, но и в России.

Дистанционное образование: история становления

Технология получения знаний, в основе которой лежит специфический учебный процесс, осуществляемый между педагогом и учениками на удаленном расстоянии с помощью методик и средств, обусловленных используемой средой передачи информации, называется дистанционным обучением (сокращенно «ДО»). Этот вид обучения позволяет получить образование не выходя из дома, и с каждым днем пользуется все большей и большей популярностью не только за рубежом, но и в России.

Несмотря на многовековую историю развития, концепция современного дистанционного обучения практически не отличается от той, которая была принята на заре его становления - поменялись только каналы коммуникации. А в остальном это все то же удобный способ получения знаний, как и прежде.

Как все начиналось

Точная дата появления дистанционной формы обучения до сих пор вызывает жаркие споры в среде специалистов. Некоторые из них утверждают, что первооткрывателем ДО является Калеб Филипс, который в 1728 году разместил в бостонской газете объявление, в котором предлагал всем желающим записаться на курсы бухгалтерии и быстрого письма. При этом уроки предполагалось высылать на дом студентам обычной почтой один раз в неделю. Другие специалисты считаются, что дистанционное образование появилось в 1840 году благодаря Иссаку Питману, обучавшему студентов Объединенного Королевства с помощью все тех же почтовых отправлений.

Но это все были так сказать частные попытки внедрить новую форму обучения. Среди ВУЗов первооткрывателем ДО считается Университет штата Иллинойс - именно в нем в 1874 году студентам была предложена программа обучения по почте. И с этого момента дистанционное образование начало быстро распространяться по всему миру:

1892 год - в Университете Чикаго открылось первое отделение дистанционного обучения;

1911 год - в Квислендском университете (Брисбен, Австралия) открылись дистанционные курсы ВУЗовского уровня;

1914 год - в Новой Зеландии и Канаде организовано обучение посредством почтовых отправлений для детей, живущих в отдаленных районах;

1939 год - во Франции открыт Государственный центр дистанционного обучения, позволивший детям, не имеющим возможности посещать обычные школы, получать образование на дому.

И этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому, пока ученые спорят о том, кто и когда придумал дистанционное обучение, мы сделаем собственный вывод - до 1874 года все попытки внедрить ДО были локальными, и только инициатива Университета Иллинойса позволила дистанционному образованию выйти на международный уровень.

Становление дистанционного образования в России

В России появление "корреспондентского обучения" датируется ХIX столетием. Советскими педагогами была разработана уникальная модель дистанционного образования, которая получила название "консультационной" (до нашего времени эта модель дошла под название "заочная форма обучения"). Молодое Советское государство всячески стремилось повысить уровень образования среди рабочих и крестьян, поэтому уже в 1926-27 годах на заочную форму обучения в МГУ было зачислено 37 тысяч студентов. А в 1930 году программы ДО были внедрены во всех ведущих ВУЗах страны.

Советская форма дистанционного обучения была устроена максимально просто:

  • После поступления студент приезжал в ВУЗ на так называемую установочную сессию, в ходе которой его знакомили с общей программой обучения и выдавали материалы для самостоятельного изучения
  • На протяжении семестра (или учебного года) студент самостоятельно изучал полученный материал, а в случае возникновения вопросов писал или звонил своему преподавателю
  • В конце семестра (или учебного года) студент должен был снова приехать в ВУЗ и сдать зачеты и экзамены (экзаменационную сессию).

Дистанционное образование в прямом смысле этого слова (не путать с заочной формой обучения) в России появилось в 1997 году, что подтверждается приказом № 1050 от 30.05.1997г. МО РФ, согласно которому российские ВУЗы получили разрешение на предоставление услуг по экспериментальному дистанционному образованию.

Вместо заключения

Сегодня, благодаря интернету и компьютеризации, возможности обучения дистанционно, значительно расширились и получили наибольшее распространение и популярность. Отличительными особенностями ДО, является отсутствие временных ограничений, экономичность и доступность.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
С января по апрель 2024 года Московский экспортный центр и компания «Путеводитель по инновациям» провели совместный отраслевой трек экспортно-ориентир..
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
19 апр. 2024 г.
0
419
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования РФ
На прошедшем накануне совещании министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с руководством вузов РФ обсуждались вопросы качества проведения ..
Валерий Фальков поручил усилить контроль за качеством проведения некоторых экзаменов для иностранцев
18 апр. 2024 г.
1
947
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
1014
Оставить свой комментарий

Ваш город: