Сегодня мы предлагаем рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ при трудоустройстве, а также перспективы решениях этих проблем.
Благодаря изменениям, которые в последние годы активно внедряются в российскую систему образования, профессиональное обучение для людей с ОВЗ становится все доступнее и доступнее. Однако как показала практика, получить профессиональное образование – это полдела. Намного сложнее людям с ОВЗ устроиться на работу по своей специальности в конкурентоспособную компанию с достойным уровнем зарплаты. Да и вообще со стороны работодателей сегодня наблюдается несколько предвзятое отношение к людям с ограниченными возможностями, особенно если они не имеют опыта работы.
Тем не менее, с помощью правительственных программ (в том числе, благодаря программе "Доступная среда") специалисты надеются "переломить" сложившуюся ситуацию. И сегодня мы предлагаем рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ при трудоустройстве, а также перспективы решениях этих проблем.
Проблемы трудоустройства людей с ОВЗ
Несмотря на то, что права людей с ОВЗ на трудовую деятельность закреплены на уровне законодательства, при трудоустройстве они сталкиваются с целым рядом проблем, среди которых можно выделить следующие:
-
- малое количество предприятий с наличием удобных подъездных путей и соответствующих условий труда;
- незначительное количество вакансий;
- отсутствие стимула у работодателя;
- слабое развитие дистанционного надомного труда;
- прекращение финансовой поддержки в виде пенсионных выплат при поступлении на работу;
- отсутствие гарантий для работодателя на время болезни сотрудника с ОВЗ.
Все эти проблемы, а также ряд других, привели к печальным цифрам: согласно статистическим данным, только 10-20 % всех выпускников с ограниченными возможностями здоровья успешно трудоустраиваются. Во многом такая плачевная статистика объясняется не столько общественным мнением, сколько существующей на сегодняшний день правовой базой по отношению к работодателю, которая демонстрирует преимущественно насильственную, а не поощрительную политику трудоустройства людей с ОВЗ.
Немаловажным фактором при этом выступает отсутствие:
- технической базы для обеспечения комфортных условий труда;
- транспортировки сотрудников с ОВЗ к месту работы;
- высокого качества обучения.
А еще нельзя не отметить скудный перечень доступных для людей с ОВЗ специальностей, которые к тому же не пользуются большой популярностью среди современной молодежи.
Программа перспектив
Долгосрочная программа по трудоустройству молодых специалистов с ОВЗ, внедряемая сегодня совместно Минтруда и Минобрнауки РФ, предусматривает следующие перспективы:
- обеспечение учебных заведений и госпредприятий необходимыми ресурсами, позволяющими обеспечить людям с ОВЗ комфортные условия для получения профессионального образования и труда (финансовыми, техническими, профессиональными и др.);
- усовершенствование работы по переориентированию и повышению квалификации;
- регулярное обновление данных по количеству имеющихся выпускников;
- совмещение квалификации людей с ОВЗ и требований рынка труда к профессиональным качествам специалиста;
- предоставление условий для получения качественного профессионального образования;
- усовершенствование законодательной базы;
-
- подготовка квалифицированного педагогического состава по работе с молодыми людьми, имеющими ОВЗ, в средне-профессиональных и высших учебных заведениях;
- разработка новых видений решения проблем трудоустройства;
- организация практических занятий на базе потенциальных работодателей для повышения профессионального уровня молодых специалистов и предоставления им возможности зарекомендовать себя на перспективу;
- индивидуальный подход в обучении и трудоустройстве;
- документальное подтверждение закрепления комплексной программы;
- разработка индивидуальных программ по домашнему обучению;
- создание специализированных консультационных центров и курсов переподготовки;
- поощрение предприятий, принимающих на работу людей с ОВЗ, снижением налоговых ставок;
- стимулирование коммерческих предприятий на создание рабочих мест для специалистов данной категории;
- разработка гибкого социального пакета рабочей должности;
- популяризация престижа работы инвалидов на предприятиях.
Нужно отметить, что отсутствие или слабое развитие трудоустройства людей с ОВЗ приводит к нарушению их адаптации в социуме и увеличению государственных средств на социальное обеспечение инвалидов. Это в свою очередь приводит к напряженному взаимоотношению между людьми с ОВЗ и другими членами общества. Поэтому очень важно, чтобы решение существующих проблем перешло из формальной плоскости в практическую.
Цифры и факты
В ходе исследований, которые проводились в 2015 году в виде анкетирования, было выявлено, что лица, имеющие средне-профессиональное образование, успешнее решают проблему занятости, чем выпускники с высшей степенью обучения. Согласно статистическим данным, приблизительно 23% молодых специалистов со средне-профессиональным образованием смогли трудоустроиться, в то время как с высшим — всего 12%.
Также было выявлено, что выпускники ССУЗов больше ориентированы на трудоустройство и продолжение обучения. При этом если для выпускников ВУЗов приоритетным является расширение объема знаний, самореализация и общение, то для специалистов со средне-профессиональным образование важен уровень материального обеспечения — размер заработной платы. Одновременно с этим, и та, и другая категория людей с ОВЗ рассматривают преимущественно варианты трудоустройства не только с перспективой карьерного роста, но и с транспортной доступностью.
После окончания обучения в ВУЗе молодые специалисты обеспечивают себе рабочее место с помощью баз данных, размещенных в открытых источниках информации, и через специализированные центры. В то же время выпускники ССУЗов ищут работу преимущество через объявления в средствах массовой информации и с помощью отделов по оказанию помощи в трудоустройстве, работающих при учебных заведениях. К сожалению, такие отделы открыты далеко не в каждом ССУЗе.
Если же говорить о материальном обеспечении, в 2015 году выпускники средне-профессиональных заведений получали заработную плату в пределах 10 тысяч, а высших — 30. Подчеркнем, что такая зарплата значительно превышает любую государственную помощь в виде пенсионных выплат. Исключением являются только инвалиды 1-й группы. Для людей же с 3-й группой инвалидности профессиональное образование с последующим трудоустройством является едва ли не единственной возможностью обеспечить себе приемлемый уровень жизни.
Источники изображений: мпгу.рф, мой-ориентир.рф, ломаябарьеры.рф