Екатеринбургский центр 'Обучение за рубежом'

Воспитание детей – самая важная работа родителей

05 августа 2017 г. 0
Воспитание детей – самая важная работа родителей

Часто родители, пытаясь справиться с какой-то определенной проблемой в воспитании ребенка, стремятся решить сиюминутную задачу, не задумываясь о причинно-следственных связях. Нужно понимать, что воспитание – это долгий и упорный труд, успех которого во многом зависит от "правильного" поведения самих родителей. Поэтому важно "выработать" определенный свод правил, который будет законом, обязательным к неукоснительному выполнению для каждого члена семьи.

Можно ли настраивать и перенастраивать ребенка под "нужды" взрослых, или такие вопросы являются следствием глубинных причин в отношениях детей и родителей? Предлагаем вам поговорить о том, как выстроить правильную модель поведения в общении со своим ребенком.

У родителей не бывает выходных!

Время от времени родители почему-то позволяют себе ослабить внимание к ребенку. В частности, во время школьных каникул у взрослых подсознательно сужается круг родительских обязанностей до необходимого минимума: уложить спать (будить – необязательно), накормить, занять чем-нибудь (!), чтобы не мешал и не болтался по улице. Фактор обязательности – жизнь по школьному расписанию – отсутствует. Начинается летний период хаотичного воспитания с готовым оправданием своей расслабленности: "у ребенка – каникулы!"

И дело даже не в летних каникулах, а в том, что такие моменты в каждой семье случаются часто, и взрослые не задумываются об их значимости в воспитании детей.

Представьте следующую ситуацию: Конец рабочей недели. Выходной. Воскресное утро. Не надо спешить на работу, хочется понежиться в постели, посидеть в тишине на кухне с чашкой кофе, или пообщаться с подругой, позволить себе "отключиться от всего". Хорошо, что ребенок еще спит, не шумит и ничего не требует, особенно – внимания! Никто не смотрит на часы и не торопится его будить. Но уже в понедельник с утра отдохнувшие взрослые начинают "воспитывать" раздраженными окриками "ленивого и неорганизованного", из-за которого опаздывают на работу. Ребенок возмущен: "Почему вчера было можно, а сегодня нельзя?"

Подобные ситуации в семьях возникают часто, в той или другой вариации. Важны не детали проведенного выходного дня, а настроение и атмосфера. В возмущении ребенка присутствует справедливая логика, а в поведении родителей она не просматривается.

Желание взрослых построить планы на ближайшие выходные понятно. Но почему в этих планах не было продумано, чем будет занят младший член семьи, раз уж взрослые однажды приняли решение стать родителями? Вопрос – риторический.

Все решается просто, если договориться, определить правила, и никогда их не нарушать без веских оснований, ни детям, ни взрослым. Правила в семье – для всех.

Коротко о целях и методах воспитания: работа над ошибками

Модель поведения каждого ребенка, в большинстве случаев – точная копия, с мимикой, жестами и интонацией, одного из старших членов семьи. Подражание окружающим близким людям начинается с первых слов и первых шагов. Понаблюдайте за ребенком: узнайте, чье мнение для него является авторитетным, к кому он прислушается с удовольствием, кому можно поручить вести конструктивный диалог с ребенком.

Дети ведут себя как взрослые; они понимают, оценивают происходящее – не хуже старших, но в модели их поведения есть одно бесспорное преимущество – детская непосредственность, не обожженная житейским опытом. Только родителям не хочется в "плохом поведении" своего чада узнавать себя. В таких случаях взрослые, боясь утратить авторитет в глазах ребенка, начинают его воспитывать экстренными и, порой, кардинальными методами. Обычная реакция взрослого человека – защищать свое эго с позиции силы и авторитета.

Пятилетняя девочка в ответ на несправедливое наказание мамы замечает: "Когда я вырасту, и у меня будут дети, я никогда так не буду делать…" (К слову, впоследствии девочка стала педагогом, воспитала двоих собственных детей, ни разу не прибегая к авторитарным методам воспитания).

Вот это уже – характер и жизненная позиция. Личность ребенка сформировалась и проявилась в раннем возрасте. Хорошо, что эта история завершилась таким образом, но результат воспитания мог оказаться крайне отрицательным. Вопрос, который можно задать почти каждому взрослому: почему родившийся ребенок является гражданином государства, а признать в нем личность не могут даже самые близкие люди?

Нельзя наказывать ребенка за то, что взрослый человек не сумел объяснить словами. В ошибках детей всегда виноваты взрослые. Исключите авторитарные методы воспитания и наказание за свои ошибки из родительской педагогической практики.

Дети очень остро реагируют на несправедливые требования, по-своему – протестами, которые взрослые считают капризами, непослушанием, "продавливая" своим авторитетом "правильную" модель поведения, не желая задуматься о мотивах поступков ребенка, природе их происхождения. Аксиома взрослых "я старше, поэтому я знаю, как надо" говорит не о богатом жизненном опыте, а об эгоизме и нежелании признать в ребенке личность.

Воспитание через личный пример

Осознание и признание собственных ошибок поможет исправить ситуацию. Ребенок – не механизм, который можно перепрограммировать под себя и свое расписание. Если хотите изменить поведение ребенка – начните с себя, воспитывайте личным примером.

Дети – самые великодушные люди на земле. Они умеют понимать и прощать сердцем, особенно, своих родителей. Каждый малыш или подросток с удовольствием поможет взрослому справиться с недетскими проблемами. Надо перестроить режим дня? Покайтесь, скажите, что не можете самостоятельно преодолеть свою слабость: зарядка по утрам, отказ от курения, леность в изучении иностранного языка – хороший повод для просьбы о помощи.

Ребенок возьмет на себя ответственность за успехи мамы или папы: будет будить на зарядку, сидеть вместе с родителем над учебником, одним словом – заботиться. Позвольте ему быть взрослым, и разделить ответственность за семью на равных. Проблема с восстановлением режима будет успешно решена. Не сомневайтесь.

Прогуляли все лето, и не выполнили летнее задание? Не говорите, что сын (дочь) наотрез отказался (-лась) браться за книгу. Вспомните, сколько раз появлялась возможность посмотреть и обсудить экранизацию литературного произведения вместе с ребенком, но она была бездарно упущена. Заставить учиться – можно, но заставить выучить – нельзя. Измените взгляд на методы воспитания. Вы – вместе, вы – команда.

Семья – это общие интересы. Надо учиться еще раз – учитесь.

Детей не придется настраивать и "перезапускать программу", если постоянно работать над собой, быть старшим другом, а не диктатором.

методы воспитанияродительские обязанности
485     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
5 ежедневных привычек, которые помогут вам заговорить на французском за 3 месяца 12 декабря 2017 г. 5 ежедневных привычек, которые помогут вам заговорить на французском за 3 месяца

Вам знакома ситуация: вы принимаете решение начать заниматься спортом, правильно питаться или читать..

В России появятся сертификаты на допобразование для малообеспеченных семей 12 декабря 2017 г. В России появятся сертификаты на допобразование для малообеспеченных семей

Индивидуальные сертификаты на обучение в учреждениях допобразования для детей из малоимущих семей уж..

Педагог из Оренбурга стала абсолютным победителем на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям» 12 декабря 2017 г. Педагог из Оренбурга стала абсолютным победителем на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям»

Елена Левшина, педагог дополнительного образования из Оренбурга, стала абсолютным победителем на Все..

К новостям обучения


Авторизация