Екатеринбургский центр 'Обучение за рубежом'

Мерчендайзер

30 июня 2014 г. 0
Мерчендайзер

Многие из нас не один раз замечали, что крупные магазины или супермаркеты очень часто производят "передислокацию" товаров, перемещая из одного места в другое целые отделы. И в результате таких перестановок вы выходите из магазина с полной сумкой ненужных вам продуктов или вещей, на которые раньше вы бы и внимания не обратили. А дома, распаковывая покупки, задаетесь вопросом "Зачем я все это купил?". Знакомая ситуация? Тогда поздравляем, вы стали "жертвой" мерчендайзера.

Эта профессия появилась в России относительно недавно, всего каких-то пятнадцать — двадцать лет назад. И хотя работники отделов кадров, боясь ошибиться, до сих пор сверяют написание этой должности со штатным расписанием, а простые обыватели не могут даже выговорить название данной профессии, многие молодые люди мечтают пополнить ряды подобных специалистов. При этом они только приблизительно представляют себе, кто такой мерчендайзер, и в чем заключаются его профессиональные обязанности. Вы тоже не знаете, кто это такой? Тогда давайте знакомиться! Сегодня мы раскроем вам все секреты этой профессии.

Кто такой мерчендайзер?

Мерчендайзер – высококвалифицированный специалист, деятельность которого направлена на увеличение объема продаж той или иной продукции путем правильной и продуманной системы расстановки товаров на полках розничных магазинов. Как правило, мерчендайзеры являются представителями определенных компаний, контролирующими наличие ассортимента компании в торговой сети.

Название профессии произошло от английского merchandiser (торговец), что только частично отображает весь объем задач, поставленных перед мерчендайзером. История мерчендайзинга началась в США, во времена Великой депрессии (30-е годы прошлого столетия), когда компании занялись активным поиском инновационных технологий, с помощью которых им удалось бы не только "выжить", но и добиться определенного прогресса в развитии.

Отметим, что в России "праобразом" профессии мерчендайзер долгое время являлась специальность "товаровед" (то есть, специалист, занимающийся поставкам и реализацией продукции). В советские времена, при достаточно скудном ассортименте магазинов, деятельности такого сотрудника было достаточно. Но, когда на российский рынок вышли серьезные мультинациональные корпорации (МНК), появилась необходимость в целенаправленном и глобальном планировании сбыта продукции. Так в нашей стране появились мерчендайзеры – мобильные и квалифицированные помощники товароведа, основной задачей которых стало увеличение объема продаж в конкретном супермаркете или гипермаркете путем ненавязчивого влияния на вкусы и предпочтения покупателей.

В обязанности мерчендайзера входит:

  • расстановка стеллажей, витрин и холодильных установок в торговом зале так, чтобы для приобретения дешевого товара покупатель вынужден был пройти мимо полок с товаром дорогим и не первоочередным (например, для того чтобы пройти к в холодильным установкам с молоком, покупателю нужно миновать прилавок с красной рыбой);
  • контроль за наличием и разнообразием товара на полках;
  • проверка целостности упаковки и ее товарного вида;
  • активное использование грамотно подобранного звукового оформления (в зависимости от категории товара, легкая ненавязчивая музыка или, наоборот, динамичная мелодия), привлекающего внимание цвета ценников и рекламных лозунгов, продуманной системы освещения и даже ароматического наполнения торгового зала (например, в кондитерском отделе – запах ванили, вызывающий аппетит, а в отделе подарков – аромат хвои или корицы, настраивающий на праздничное настроение).

В общем, мерчендайзеры прилагают все свои знания и усилия для того, чтобы психологически дезориентировать покупателя, и заставить его совершить ненужные покупки.

Какими личностными качествами должен обладать мерчендайзер?

Работу мерчендайзера сложно назвать легкой, и справиться с ней может далеко не каждый. Одни сотрудники работают только стационарно, контролируя товар и цены в конкретной торговой точке. Другие в течение рабочего дня успевают обойти несколько магазинов, в которых нужно проверить наличие товара, оценить привлекательность его раскладки для потенциальных покупателей, проконсультировать продавцов, проанализировать цены у конкурентов и подготовить выкладку рекламной продукции. Поэтому невозможно себе представить мерчендайзера, который бы не обладал такими личностными качествами, как:

  • стрессоустойчивость;
  • коммуникабельность;
  • умение «разруливать» конфликты;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;
  • грамотная речь;
  • располагающая к общению внешность;
  • инициативность;
  • логическое и креативное мышление;
  • организаторские способности;
  • хорошо развитая интуиция;
  • аналитический склад ума;
  • предрасположенность к разумному риску.

Кроме того, представители этой профессии должны отличаться выносливостью, так как, проводя целый день на ногах, мерчендайзер должен сохранять позитивный настрой и работоспособность. Не лишним будет наличие навыков вождения автомобиля и хотя бы начальные познания в области психологии и социологии.

Преимущества профессии мерчендайзера

Преимущества профессии мерчендайзера заключаются, прежде всего, в возможности самостоятельно планировать свой день. Это позволяет одновременно с успешным и качественным выполнением профессиональных обязанностей выделить время для решения личных вопросов. Разумеется, это в большей степени относится к мобильным мерчендайзерам, в чьем ведении находится группа магазинов на определенной территории.

К преимуществам этой профессии можно отнести и то, что работа мерчендайзера быстро избавляет от застенчивости и скованности в общении. Ведь без умения находить общий язык с клиентами невозможно добиться увеличения доходов. А возможный рост дохода, согласитесь, может стать мощным стимулятором для приобретения навыков эффективного общения. Тем более, что большинство торговых фирм предпочитают не выплачивать стабильный заработок, а мотивировать сотрудников бонусами.

Также среди преимуществ этой профессии необходимо выделить востребованность квалифицированных мерчендайзеров, что в условиях нестабильности современного рынка труда имеет очень большое значение.

Недостатки профессии мерчендайзера

Основные недостатки профессии мерчендайзера обусловлены значительными физическими нагрузками, которые могут привести к проблемам с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом.

Нежелательно выбирать эту профессию и людям со слабым иммунитетом или предрасположенностью к простудным заболеваниям, так как достаточно часто мерчендайзерам приходится перемещаться от точки к точке независимо от погодных условий. А сотрудники, работающие в крупных гипермаркетах, страдают от постоянного кондиционирования воздуха.

Еще одним серьезным недостатком этой профессии является материальная ответственность за нереализованную продукцию. В случае, если не удается реализовать товар до истечения его срока годности, возмещение определенной части убытков "ложится" на плечи специалиста. Поэтому большинство мерчендайзеров предпочитают работать только в солидных компаниях, реализующих популярные товары и с длительным сроком реализации.

Где можно получить профессию мерчендайзера?

Где же можно получить профессию мерчендайзера? Везде и нигде. Многие фирмы предпочитают принимать на работу неопытных молодых людей, у которых и сил больше, и стереотипы восприятия пока не сформированы. Принятого на работу сотрудника обучают с азов (ab origine), прямо на рабочем месте, формируя умения и навыки в зависимости от специализации компании и ее стандартов мерчендайзинга. В процессе работы начинающий специалист посещает бизнес-тренинги, помогающие разобраться в профессии и способствующие увеличению продаж.

Этого вполне достаточно, чтобы много лет работать в торговом заведении среднего уровня, не стремясь к чему-то большему. Если же специалист собирается строить карьеру и развиваться, ему необходимо иметь образование по психологии, менеджменту, маркетингу или экономике. Для квалифицированного и компетентного специалиста желательно к тому же иметь навыки дизайнера.

Поэтому амбициозным молодым людям, мечтающим не только добиться профессиональных успехов в сфере мерчендайзинга, но и подняться по карьерной лестнице, рекомендуется начинать свою трудовую жизнь с получения образования в одном из лучших ВУЗов России в области менеджмента, товароведения и психологии, к которым относятся:

  • Московский государственный университет,
  • Государственный университет управления (Москва),
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
  • Московский государственный университет экономики статистики и информатики.
профессиимерчендайзер
10462     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
В Вашингтоне откроется представительство российских вузов 18 октября 2017 г. В Вашингтоне откроется представительство российских вузов

По сообщению ТАСС, Ассоциация образовательных организаций высшего образования «Глобальные университе..

УрФУ выступил с предложением о создании международного экспертного совета по вопросам трудоустройства молодёжи 17 октября 2017 г. УрФУ выступил с предложением о создании международного экспертного совета по вопросам трудоустройства молодёжи

По информации ТАСС, Уральский федеральный университет (УрФУ) предлагает создать совет международного..

Стали известны российские вузы-лидеры по качеству приёма абитуриентов 16 октября 2017 г. Стали известны российские вузы-лидеры по качеству приёма абитуриентов

Итоги прошедшей в этом году приёмной кампании обсудили в ходе пресс-конференции с участием вице-прем..

К новостям обучения


Авторизация