Качество образования в РФ сегодня подвергается заслуженной критике и вызывает пристальное внимание как общества, так и власти. Бывший замминистра образования доктор педагогических наук Виктор Болотов рассказал слушателям ВШЭ о своем видении процессов, происходящих в российском образовании.
Г-н Болотов выделил несколько трендов, оказывающих влияние
на образовательную отрасль. Ряд из них уже сегодня формируют содержание
образования в РФ, некоторые только зарождаются в недрах общества.
Реформы сверху: открытость и внешняя оценка
Первая тенденция связана с повышением открытости всей вертикали образовательных институтов: от детсадов до ВУЗов и управляющих структур.
Вторая тенденция – это совершенствование механизмов внешней оценки качества образования, в рамках которого будет проходит поиск наиболее эффективных моделей, позволяющих производить независимую оценку.
Модернизация и новые стандарты
Модернизация образования на государственном уровне – это третья тенденция наступившего года. Впервые за много лет власть перешла от бесполезной, как оказалось, критики образовательной отрасли к ее целенаправленному развитию.
Четвертая тенденция – изменение стандартов школьного образования, в которое будут активно внедряться новые для нас интерактивные методы обучения. Пятая тенденция касается ЕГЭ и его организации. Главное внимание в этому году будет уделено мерам безопасности при проведении госэкзамена. Впрочем, по мнению г-на Болотова повышенное внимание к безопасности на ЕГЭ может быть полностью нивелировано послаблениями при поступлении в высшую школу, в частности постоянно расширяется список категорий населения, получающих особые условия.
В числе прочего Виктор Болотов отметил тенденцию планомерного ухода государства из образования и ограничение его функций поддержкой сильных университетов страны и удержанием стабильного уровня общего образования.