Ваш город:

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

22 февр. 2017 г.
10
70845

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – "системе раннего разностороннего развития детей". В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность "Методики Никитиных"

В первую очередь "воспитание по Никитиным" требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

"Раннее развитие по Никитиным" предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр ("Сложи узор", "Уникуб", "Обезьянка" и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, "перескакивание" нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению "Организация делопроизводства" и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская "методика раннего развития", по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности "детская медсестра". Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

"Раннее развитие", по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря "раннему развитию" он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных, это "перескакивание" через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Приёмная кампания-2024
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков рассказал о главные изменения в приемной кампании-2024, которые в основном коснутся целевого набора. А регионы вв..
Об изменениях в приёмной кампании-2024 и выплатах ученикам и педагогам за медали и успешную сдачу ЕГЭ
18 мар. 2024 г.
0
1036
Председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева
Как сообщает ТАСС, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева в ходе заседания программной..
Глава фонда «Талант и успех» заявила о необходимости актуализировать образовательные программы вузов РФ
15 мар. 2024 г.
0
4049
Институт русского языка имени В.В. Виноградова
Государственная Дума РФ рассмотрит проект о создании Национального словарного фонда, а российский общественник выступил с предложением ввести в школах..
О создании Национального словарного фонда и уроках езды на электросамокатах в школах и вузах
13 мар. 2024 г.
0
5894
Комментарии
Влад
Гость
24 февр. 2017 г., 11:17

Ну, так в чем уникальность? Добротная семья, хорошие дети. Так и должно быть в семьях, где родители заботятся о детях. Где уникумы - вундеркинды?

Гость
Гость
25 февр. 2017 г., 5:59

А разве это не уникальность, что из семи, все семь - в "яблочко"? Нет асоциальных членов общества - разве это не достижение? Прослеживается положительная адаптация - как закономерность эволюции данной семьи. В этом, считаю (оглядываясь вокруг) и есть уникальность.

татьяна
Гость
25 февр. 2017 г., 17:09

А почему нормальные,не асоциональные дети-нонсенс? Странно,однако... И лекций родителям читать не обязательно

Юрий
Гость
26 февр. 2017 г., 7:35

А Вы, Татьяна, оглянитесь вокруг повниматильней и сами ответьте на свой вопрос. Речь не о том, что кто-то кого-то учит, КАК НАДО, а скорее, зднсь речь о том, КАК НЕ НАДО, если видим положительный пример и хотим сами добиться подобного. И ещё. "Яблоко от яблони..." - этого никто не отменял. Просто мы, воспитывая, воспитываемся сами, это аксиома. Вот и всё. Никаких нравоучений. Никаких секретов. Просто у каждого свой путь в этой жизни и от того, куда этот путь приведёт, зависит направление движения. А кто направление покажет? Правильно, родитель. А может и улица показать, если родитель сам оттуда... Ну, как-то так... "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."©

Тагир
Гость
24 февр. 2017 г., 13:53

Мы присутсвовали на его форуме в нашем городе Набережные Челны, уникальный был Человек. Его методы при родах детей теперь повсеместно применяются. Тогда акушеры были против. Никитин врачей не обвинял, говорил, что в медицинских вузах обучают по методам прошлого века.

Гость
Гость
24 февр. 2017 г., 14:00

А разве только вундеркинд это цель родительства? У уникальности и цена есть не малая. Здесь как раз и говорится о том, что дети выросли достойные, смогли создать свои семьи, живут благополучно. Не у всех в нашей стране это получается, далеко не у всех. Полно несчастных и незрелых людей.
Методику Никитиных знала сама, как ребёнок. Мои родители Ее применяли и были очень осознанными. За это их уважаю и благодарю по сей день.

Елена
Гость
28 февр. 2017 г., 6:12

Cвоих детей я воспитывала по методики Глеба Догмана и не пожалела об этом в дальнейшем. Есть тяга к знаниям! Считаю просто что родители львиную долю должны вкладывать в детей в игровой и увлекательной фо рмето приводит к хорошим результатом. Итог сын учится в магистратуре заканчивает ее. И работает программистом. Имея уже хороший опыт. Дочь учиться на энергетика в энергоинституте. Обучение в школе проходило легко. Особого

Наталья
Гость
5 окт. 2017 г., 16:17

Я очень рада, что у всех удачно сложилась жизнь. В молодости я бывала в клубе Никитиных: слушала их выступления, участвовала в тренингах, привозила сына на экспериментальные занятия в ДК на Беговой и Дворец пионеров на Ленинских горах. Тогда это было очень необычно и интересно: подключались и другие педагоги и родители-новаторы (не только из Москвы), журналисты (например, Валерий Хилтунен), известные врачи и воспитатели. Не всё увиденное захотелось применить на практике, но многое пригодилось, а главное, все участники клуба загорелись идеей расширить набор традиционных занятий, игр, достижений маленьких детей, благодаря чему стали считать своей важнейшей задачей не только "выращивание" ребёнка, но и раннее "образовывание" его во всех направлениях: физическом, умственном, нравственном. (Мы по примеру Никитиных занимались этим сами, хотя и в секции-кружки отдавали тоже - по мере взросления). Сейчас, к сожалению, много запущенных детей, вовсе не глупых, но по которым видно, что в детстве им уделяли внимания недостаточно или развивали их однобоко, упуская золотое "впитывающее" время до 6 лет ... Молодым родителям и сегодня очень полезны были бы замечательные идеи Бориса Павловича и Лены Алексеевны.

Ирина Наливайко
Гость
6 июн. 2018 г., 15:47

о, тут за уши притянуто. вообще-то во множественных интервью сами они рассказывают совсем другое. Что несчастны были в детстве и им вообще многое из этих методик не нравились, но было "надо". и что не особо дружные они, когда выросли и на собственных детях подобных экспериментов не ставили. Кто-то вообще в обиде на родителей, не помню уже, кто именно. А тут прям восторг, перечисление, кем работают.

Ирина Наливайко
Гость
6 июн. 2018 г., 15:47

по сути- выросли обычные люди. Как и другие все прочие. я не против физического развития, но ведь не один из Никитиных великим спортсменом не вырос? так нафига обливание ледяной водой, хождение по снегу и прочие чрезмерные вещи? а спортивный уголок и в моем детстве был у меня и моих братьев.

Дарья Савина
Гость
6 июн. 2018 г., 16:46

Какая необходимость в 4 года знать таблицу Менделеева...занятия нужны, но в пределах разумного, в соответствии с возрастом и последовательно.

Ponty Monty
Гость
6 июн. 2018 г., 17:58

Смешно. Во-первых, перечисленные достижения, прямо скажем, ничего сверх выдающегося не подразумевают в принципе. А во-вторых, если полистать более ранние публикации об этой семье - то оценивалась эта история исключительно, как педагогический провал.

Гость
Гость
8 июн. 2018 г., 8:48


Дети явно первые умнее получились, а ведь , по идее , Родители свою систему должны были к младшим уже отточить в полной мере.
Ничего личного, просто бизнес. Кубики хорошо продаются , книжки.
Мне кажется , ещё ни один автор не пересмотрел свою «систему», и ни одна «система» не даёт гарантированного результата воспитания. Люди не роботы , хотя авторы педагогических систем явно думают иначе и обещают 100% результаты ))

Оставить свой комментарий

Ваш город: