Екатеринбургский центр 'Обучение за рубежом'

Методика Никитиных

07 февраля 2014 г. 0
Методика Никитиных

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос самодостаточной личностью, был счастливым и здоровым? Тогда приготовьтесь ежедневно, ежечасно, ежеминутно помогать ему развиваться, и становиться способным и талантливым. Причем не "когда-нибудь", а буквально с самого первого дня рождения малыша, и не просто даря ему ласку и заботу, а уделяя все свое время и внимание занятиям, направленным на развитие его творческих, интеллектуальных и физических способностей. И поможем Вам в этом одна из самых эффективных и доступных методик раннего развития детей, проверенная временем и одобренная многими специалистами – система развивающих игр Никитиных.

Прочему именно методика Никитиных, а не какая-нибудь другая (например методика Монтессори или Гленна Домана)? Во-первых, Никитины – это российские педагоги, поэтому их методика разработана с учетом нашего менталитета. Во-вторых, их методика основана на собственном опыте. И самое главное, эффективность их метода доказана на примере детей Никитиных, которые выросли, воспитывают уже собственных детей по методике своих родителей, и считают, что именно такой подход к воспитанию не только дает детям превосходный "старт" для дальнейшего самосовершенствования, но и существенно облегчает совместную жизнь разных поколений в одной семье.

Несколько слов о Никитиных

Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – "официальная" медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Особенности методики Никитиных

Никитины были уверены, что в общении со своим ребенком многие родители допускают две крайности:

  • чрезмерная забота – непрерывные занятия, игры и развлечения, из-за которых у ребенка совершенно не остается времени для самостоятельной деятельности;
  • заброшенность – общение с ребенком, которое сводится только к удовлетворение его физиологических потребностей (накормить, помыть, уложить спать и т.д.).

Поэтому ими была выведена "золотая середина", базирующаяся на пяти основных принципах:

  • творческая свобода детей – полное исключение специальных занятий, тренировок или уроков: дети занимаются чем хотят, и сколько хотят;
  • естественная физическая культура – с самого раннего детства детей должны окружать спортивные снаряды и минимум одежды;
  • заинтересованность родителей – родители должны принимать непосредственное и самое активное участие во всех сферах жизни детей, в том числе в совместных играх и соревнованиях;
  • минимум медицинского вмешательства – ответственность за здоровье детей полностью лежит на родителях, а медики участвуют в жизни ребенка только как помощники, обладающие специальными знаниями;
  • раннее интеллектуальное развитие – обширная библиотека, различные таблицы на стенах детской (с буквами, цифрами, периодической системой Менделеева и т.д.), развивающие игры, все это должно окружать малыша с первых же дней его жизни.

Другими словами, главная задача родителей, по мнению Никитиных, заключается в том, чтобы не мешать ребенку развиваться и не навязывать ему собственные замыслы. Помощь должна ограничиваться созданием всех условий для развития с учетом самочувствия и желаний малыша. Например, когда ребенок начал говорить, нужно создать ему соответствующие условия для развития речи: купить кубики с буквами, пластмассовые буквы и цифры, разрезную азбуку и т.д.

Как проходят занятия по методике Никитиных

Определенных требований к занятиям, как Вы уже, наверное, поняли, Никитины никогда не выдвигали: главное, создать насыщенную домашнюю среду, в которой ребенок сможет просто и легко всему обучиться. Но ими были разработаны развивающие игры Никитиных для детей любого возраста, которые открывают безграничный простор для творчества и позволяют "подгонять" их под особенности каждого ребенка.

Главное требование – дети должны играть с родителями, как минимум, в первое время. Объясняется это тем, что ребенку никто не объясняет правила игры. Он должен сам вовлечься, и подражая взрослым, постепенно осваивать правила игры, переходя от простых заданий к более сложным. При этом категорически запрещается подсказывать ребенку, так как необходимо предоставить ему возможность думать самостоятельно. Если же ребенок не может справиться с каким-то заданием или утратил к нему интерес, рекомендуется вернуться к более легкому этапу или на время приостановить игру.

Параллельно с развивающими играми большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и закаливанию малыша. Кроме того, развитие ребенка по методике Никитиных предусматривает обеспечение максимального доступа к природе: питаться скромно и просто, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, стараться использовать только одежду из натуральных тканей, ходить босиком (причем не только по траве, но и по снегу).

Недостатки методики Никитиных

Методы воспитания и развития детей Никитиных имеют не только последователей, но и ярых критиков. Среди основных недостатков этой методики называют:

  • отсутствие эмоциональной составляющей – ровное и гармоничное развитие исключает яркие эмоции, оставляющие сентиментальные воспоминания о детстве;
  • некоторая экстремальность физической закалки – окунание новорожденных в ледяную воду и жизнь при температуре не выше 18 градусов может вызвать у детей психологический дискомфорт;
  • сложности с социальной адаптацией – спартанские условия жизни и непривычная для общества одежда (большую часть времени дети должны проводить только в трусиках) усложняет детям контакты с окружающим миром.
раннее развитие детейметодика никитиных
4044     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Эксперты ВШЭ: большинство воспитателей ДОУ считают достаток своей семьи средним 24 августа 2017 г. Эксперты ВШЭ: большинство воспитателей ДОУ считают достаток своей семьи средним

Опрос воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), проведённый экспертами ВШЭ, показал,..

Рост ежемесячной платы за услуги государственных детсадов составил 16,5% 09 августа 2017 г. Рост ежемесячной платы за услуги государственных детсадов составил 16,5%

Разрыв между ежемесячной стоимостью пребывания детей в государственных и частных дошкольных образова..

В Минобрнауки РФ рассказали о доступности дошкольного образования 28 июня 2017 г. В Минобрнауки РФ рассказали о доступности дошкольного образования

По состоянию на начало лета текущего года в России 83% детей в возрасте младше трёх лет обеспечены д..

К новостям обучения






Авторизация