Ваш город:

Образование для детей с ограниченными возможностями

25 окт. 2015 г.
0
12600

Инклюзивное образование, как обычно, имеет две стороны медали и мнения экспертов, психологов, а также родителей по поводу преимуществ и недостатков совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями расходятся. Предлагаем вам сегодня ознакомиться со всеми особенностями развития инклюзивного образования в России.

Образование для детей с ограниченными возможностями

Согласно статистическим данным, в Российской Федерации сегодня живет около двух миллионов детей в возрасте до 16 лет, которые нуждаются в специальном образовательном подходе. То есть, каждый 71 российский ребенок имеет ограниченные возможности и не может учиться наравне со здоровыми сверстниками. При этом, согласно данным Министерства здравоохранения, число детей-инвалидов в России ежегодно увеличивается на 4-5%.

До недавнего времени, практически все дети с ограниченными возможностями учились (а зачастую и жили) в коррекционных школах или специальных школах-интернатах. Однако благодаря реформам в сфере образования и внедрению программы "Доступная среда" у "особых" детей появилась возможность учиться в самых обычных школах и стать равноправным членом российского общества.

Первые школы, способные принять на обучение ребят с ограниченными возможностями, появились в России еще в начале 90-х годов. Но только в 2012 году в Законе «Об образовании в РФ» была законодательно закреплена возможность для детей-инвалидов получать образование, независимо от ограничений их возможностей или состояния здоровья. Это понятие обрело термин "инклюзивное образование", под которым подразумевается вовлечение детей-инвалидов в социум.

Такое образование, как всегда, имеет две стороны медали и мнения экспертов, психологов, а также родителей по поводу преимуществ и недостатков совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями расходятся. Предлагаем вам сегодня ознакомиться со всеми особенностями развития инклюзивного образования в России.

Что такое "инклюзивное образование"?

Инклюзивное образование – вид совместного обучения, направленного на вовлечение в общую систему образования страны всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, психических или любых других особенностей. В мировом сообществе инклюзивное обучение признано наиболее гуманным и эффективным, причем это относится как к детям с ограниченными возможностями, так и к их здоровым сверстникам.

Отметим, что инклюзивное образование подразумевает обучение "особых" детей в одном классе со здоровыми школьниками, а не в специальной группе (классе), созданной при общеобразовательном учебном заведении.

Принципы инклюзивного обучения заключаются в таких постулатах, как:

  • Каждый человек имеет право на полноценное общение;
  • Качественное образование можно получить только в процессе реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в дружеских отношениях и поддержке ровесников;
  • Разнообразие улучшает качество жизни человека;
  • Каждый человек, независимо от состояния здоровья, способен думать и чувствовать;
  • Достижение прогресса в образовании оценивается тем, что человек может делать, а не тем, что он не может.

Чем же полезно инклюзивное образование?

Некоторые считают, что "особым" детям нельзя учиться вместе с обычными ребятами, так как они не способны овладеть тем объемом знаний, который является обязательным уровнем для их сверстников. Это с легкостью опровергает практика, которая показывает, что множество (если не большинство) детей с ограниченными возможностями – это "отличники" и "хорошисты", осваивающие школьную программу намного быстрее здоровых ребят.

Кроме того, многие родители, чьи "нормальные" дети посещают инклюзивные образовательные организации, опасаются того, что уровень образования в таких школах ниже, чем в обычных учебных заведениях. Но опять же, согласно статистике дети, учащиеся именно в инклюзивно ориентированных школах имеют высший уровень социального развития, поведения и успехов в учебе, что полностью опровергает общественное мнение.

Таким образом, можно выделить три основных преимущества инклюзивного образования:

  • Во-первых, дети-инвалиды имеют возможность получить полноценное среднее и высшее образование, которое в будущем позволит им обрести достойную профессию, а значит ни от кого не зависеть.
  • Во-вторых, эти "особые" дети не чувствуют себя изолированными, так как получают возможность участвовать в социальной жизни школы, принимать участие в различных проектах и мероприятиях, проявлять свои творческие способности, сражаться со своими комплексами и страхами, ощущать себя полноценными членами общества.
  • В-третьих, дети с нормальным развитием, учащиеся в инклюзивных школах, становятся более толерантными, активными, коммуникабельными и открытыми, чем дети, посещающие обычные школы.

Теперь поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются школы, практикующие методы инклюзивного образования, и дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в традиционных общеобразовательных организациях.

"Доступная среда" не такая уж и доступная?

Все проблемы инклюзивного образования в России связаны, преимущественно, с недостатком финансового обеспечения и отсутствием специально подготовленных педагогов.

Специалисты настаивают, что в инклюзивных школах должны работать только высококвалифицированные психологи и педагоги, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами. В противном случае недобросовестное выполнение функций учителя или наставника может только усугубить психическое состояние детей-инвалидов, которые и так постоянно чувствуют себя изгоями среди других "нормальных", здоровых детей.

В частности, педагоги должны быть способными создать в детском коллективе комфортную атмосферу, чтобы дети с особыми потребностями не чувствовали к себе проявления жалости, чтобы им не делали "поблажек" на то, что они не такие как остальные. И наоборот, нельзя допускать возникновения проблем связанных с тем, что здоровые дети избегают, оскорбляют, обижают или, что вообще недопустимо, проявляют жестокость по отношению к инвалидам. Такие взаимоотношения в инклюзивном классе могут стать причиной замкнутости и депрессивности неполноценного ребенка, что, опять таки, может вызвать множество проблем с психическим здоровьем школьника.

К большому сожалению, сегодня таких опытных педагогов-психологов в российских школах, что называется, "днем с огнем не сыщешь". Поэтому с детьми, требующими особого подхода, приходится работать обычным учителям, которые, в лучшем случае, прошли специальные курсы. В результате, в инклюзивных классах нередко встречаются случаи дискриминации и непонимания потребностей детей с ограниченными возможностями. На подготовку нужного количества опытных специалистов у государства пока не хватает денег. Да и по времени это займет не один год.

Не хватает пока финансов у наших властей и на материально-техническое обеспечение инклюзивных школ. Ведь такие школы нужно соответственно оборудовать, например, пандусами для "колясочников" (причем, не только на входе в школу, но и на каждом этаже) или специальными обучающими материалами для слабовидящих детей. А это значит, что нужно закупать огромное количество новых учебников и методических материалов, при этом многие школы нужно не просто приводить в соответствие с санитарно-техническими нормами, а полностью реконструировать.

Как это ни печально, но тех финансов, которые выделяются сегодня в рамках программы "Доступная среда", хватает только на незначительные изменения школ и классов, а потому детям с ограниченными возможностями практически повсеместно приходится сталкиваться и с физическими неудобствами обучения в общеобразовательных организациях.

Как обстоят дела на самом деле?

Внедрение и развитие инклюзивного образования – это благое дело, призванное сделать детей с ограниченными возможностями полноценными и равноправными членами общества. Но только если власти подходят к данному вопросу не формально, как это происходит в нашей стране, а взвешенно и ответственно.

К большому сожалению, многие отечественные специалисты вынуждены констатировать: попытка внедрить инклюзивное обучение с треском провалилась, разбившись о российские реалии.

Новый закон "Об образовании", вступивший в силу 1 сентября 2013 года и "узаконивший" такой вид обучения, как "инклюзивное образование", полностью исключил понятие "коррекционное учебное заведение", что привело чуть ли не к повальному закрытию коррекционных школ и интернатов. Местные власти активно принялись зачислять детей с ограниченными возможностями в традиционные школы, не позаботившись о специальном оснащении образовательных организаций.

К чему это привело? Дети-инвалиды столкнулись с непонимающими их проблемы и особенности педагогами, а также физическими неудобствами посещения обычных школ, из-за чего большинству из них пришлось перейти на домашнюю форму обучения. То есть, по факту, дети с ограниченными возможностями все также изолированы от общества здоровых детей, только теперь их круг общения ограничивается только рамками семьи и не предусматривается взаимоотношений даже с ребятами, имеющими такие же проблемы.

В качестве заключения хочется выразить надежду, что инклюзация образовательной системы России в самое ближайшее время все-таки перейдет из бумажной плоскости в реальность. Кроме того, хочется верить, что мы наконец-то придем и к инклюзации социальной сферы, установлении тесных взаимосвязей между разными категориями общества, вовлечение людей с особыми потребностями и ограниченными возможностями во все социальные процессы и отношения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
С января по апрель 2024 года Московский экспортный центр и компания «Путеводитель по инновациям» провели совместный отраслевой трек экспортно-ориентир..
Московские EdTech-компании поделились своими результатами прохождения программы экспортной акселерации
19 апр. 2024 г.
0
474
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования РФ
На прошедшем накануне совещании министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с руководством вузов РФ обсуждались вопросы качества проведения ..
Валерий Фальков поручил усилить контроль за качеством проведения некоторых экзаменов для иностранцев
18 апр. 2024 г.
1
1019
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
1068
Оставить свой комментарий

Ваш город: