Ваш город:

Сможет ли современная школа стать по-настоящему детоцентрической?

2 мая 2016 г.
0
3339

Можно ли ожидать того, что школьные занятия будут доставлять детям удовольствие, а не быть им в тягость? Вполне. Об этом свидетельствуют новые, разработанные педагогами-новаторами методики, реализация которых на практике уже проводится в столичных средних общеобразовательных учреждениях. А в педагогических университетах на основе этих разработок уже начали готовить новые кадры. Расстраивает только то, что пока всё упомянутое осуществляется в единичных экземплярах.

Сможет ли современная школа стать по-настоящему детоцентрической?

Можно ли ожидать того, что школьные занятия будут доставлять детям удовольствие, а не быть им в тягость? Вполне. Об этом свидетельствуют новые, разработанные педагогами-новаторами методики, реализация которых на практике уже проводится в столичных средних общеобразовательных учреждениях. А в педагогических университетах на основе этих разработок уже начали готовить новые кадры. Расстраивает только то, что пока всё упомянутое осуществляется в единичных экземплярах.

Принцип «сложения» при оценивании учащихся

В ряде столичных, а также и региональных школ отменили отметки для учащихся начальных классов, но мониторинг успеваемости всё же проводят. Новаторские инициативы в этом направлении предусматривают отказ от привычной для всех системы «вычитания баллов», при которой из условной «пятёрки» отнимаются штрафные баллы за невыполненные задания.

По мнению экспертов, вместо этого, нужно применять принцип «сложения» поощрительных баллов – очков за выполненные задания – и при этом отказаться от установки, в соответствии с которой дети обязаны выполнить все данные задания целиком. Ведь даже самая сложная часть Единого госэкзамена на сегодняшний день рассчитана далеко не на всех выпускников, а только на малую их группу, что является вполне нормальным явлением.

Использование цифровых технологий в процессе обучения

Чтобы идти в ногу со временем, предлагается глубоко интегрировать современные цифровые технологии в учебный процесс. В некоторых школах уже применяется система «перевёрнутого класса», когда ученики получают на электронную почту видеозапись от учителя с объяснениями и вопросами, на которые учащиеся дают ответы, прислав их обратно преподавателю. Это позволяет каждому ученику выполнять задания в удобное для него время, а также прослушивать новую тему несколько раз, что в обычном классе невозможно. Это потенциально открывает возможности индивидуального подхода к обучению каждого ученика.

Упомянутая система позволяет решать задачу внедрения индивидуальной траектории обучения каждого учащегося, предусматривающей собственный учебный план и индивидуальный набор дисциплин. Однако пока это громко провозглашённая задача практически не реализуется.

Практикоориентированный подход

Традиционной и главной бедой отечественного образования, подтверждаемой результатами международных исследований, является чрезмерная его академичность и, как следствие, оторванность от жизни. Владея теоретическими знаниями, дети зачастую не могут объяснить простых бытовых явлений, к примеру, почему из крана бежит вода.

Для решения данной проблемы существует практикоориентированный подход, предполагающий организацию школ мастерства или школ-лабораторий. В некоторых учебных заведений в коридорах даже устанавливают конструкции, которые иллюстрируют различные законы физики, химии и тому подобное. Или на уроках труда учеников уже с первого класса учат работать по металлу или дереву, а уже в более старших классах – реализовывать свои проекты: мастерить вешалку, стул или какой-нибудь простейший музыкальный инструмент, который потом будет представлен в проекте по истории.

Модульная система обучения

Ещё одной важной проблемой является стремление внести в рабочий план огромное количество необходимой информации, не перегрузив при этом учеников. Здесь на помощь приходит модульная система, при которой уроки выглядят не так, как обычные. Она предусматривает длительность первых уроков (традиционных для всех школ предметов) 1 час 45 минут, а со второго занятия ученики погружаются в один конкретный предмет, который изучают ежедневно в течение месяца. Затем данную дисциплину сменяет другая.

Атмосфера в школе

Немаловажным фактором образования является и изменение школьной атмосферы. Новаторы критикуют в школьном образовании культ «внешней» дисциплины, не идущим, по их словам, на пользу ребёнку, и убивающим дисциплину «внутреннюю», на воспитание которой уже ориентированы будущие молодые педагогические кадры. Ведь хорошая школа должна вызывать у детей чувство радости.

Все новшества в сфере образования можно обсуждать бесконечно, но пока государство не стремится к их реализации. Вместо этого на учителей обрушивается масса бумажной работы и необходимость ведения отчётности. А сами педагоги загружают учеников непосильной учебной нагрузкой.

Фото взято с сайта http://st7.stpulscen.ru.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Валерий Фальков с рабочим визитом в Татарстане
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков провёл панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации»..
О визите В. Фалькова в Татарстан и перспективе сотрудничества ЦКП «СКИФ» с индустриальными партнёрами
25 апр. 2024 г.
0
70
Студенты РФ
По информации пресс-службы Минцифры, на Госуслугах появятся электронные студенческие билеты и зачётные книжки. А согласно подписанному Президентом РФ ..
Об электронных студенческих билетах и упрощении условий получения статуса молодого специалиста
24 апр. 2024 г.
0
328
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
Ведущие дорожные и нефтяные ВУЗы России представили стендовые доклады о своих разработках на XII межотраслевой конференции «PRO Битум и ПБВ» в Санкт-П..
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
24 апр. 2024 г.
0
387
Оставить свой комментарий

Ваш город: