Ваш город:

Эксперты ВШЭ определили основные черты директора российской школы

16 авг. 2016 г.
1
3444

Учёные из НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) представили результаты своих исследований, нацеленных на создание среднестатистического образа директора российской школы. Для своих исследований они использовали многочисленные источники.

Эксперты ВШЭ определили основные черты директора российской школы

Учёные из НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) представили результаты своих исследований, нацеленных на создание среднестатистического образа директора российской школы. Для своих исследований они использовали многочисленные источники.

В частности, речь идёт о Мониторинге экономики образования, который вуз проводит регулярно (его участниками стали 1 200 руководителей школ, прошедших анкетирование). Также были использованы данные Исследования эффективных моделей управления в сфере образования (2014-2015 годов), проведённого в 64 российских субъектах и фокус-группах в 10 регионах. В нём приняли участие 4 477 директоров.

Кроме того, были использованы результаты проведённого в 2015 году исследования 7 System Leadership Study (российская часть), включавшего 300 анкетирований и 26 интервью директоров школ. Оно охватывало четыре субъекта РФ с «типовыми» характеристиками.

Последним источником данных стало Международное исследовании Teaching and Learning International Survey (TALIS), реализованного в РФ по репрезентативной выборке 200 директоров.

Оказалось, что руководители школ в России в первую очередь сосредоточены на вопросах хозяйственного, финансового и правового характера, а не на проблемах качества образования. В основном, они стремятся установить контроль над учителями, вместо оказания им поддержки. Инновационные разработки в образовании они используют редко.

На первом месте условия, а не результаты

Большая часть руководителей школ (59,1%) считает основной своей задачей обеспечение достойных условий обучения. Необходимость улучшения успеваемости учащихся в качестве основной цели видят только 18,8% директоров.

Контроль – ключевой инструмент мотивации

Основой взаимоотношений между учителями и руководителями школ стал «контроль». Свыше половины (54%) директоров школ посещают уроки только из-за необходимости планового контроля. Тем временем, проблемы в классе и в организации процесса образования уходят на второй план. Например, встречи директоров с руководством методических объединений учебных заведений, несущих ответственность за качество обучения, в основном проводятся лишь несколько раз в месяц.

По итогам исследования, было установлено, что 66% руководителей школ уважительно относятся к педагогам, контролируют своевременность их материального поощрения, но участвуют в совместном усовершенствовании образовательного процесса редко (40%). Только 13% из них предпринимают действия, направленные на то, чтобы учителя осознавали ответственность за качество преподавания, и ещё четверть (25%) руководителей школ стремятся выработать у учителей чувство ответственности за успеваемость своих подопечных.

Основная масса директоров школ в РФ не спешит внедрять в учебный процесс инновации. Они сторонятся риска и экспериментов, а также крайне редко налаживают с учителями обратную связь в плане оценки эффективности своих управленческих действий.

Стоит отметить, что по итогам TALIS можно наблюдать более оптимистичную картину. В данных исследованиях утверждается, что 65% руководителей достаточно часто присутствуют на занятиях, а 52% налаживают с педагогами профессиональное сотрудничество. Еще 72% стремятся поднять ответственность педагогов за качество их работы.

Что касается портрета среднестатистического российского директора школы, то он видится экспертам таким: женщина 35-55 лет, с высшим педобразованием и стажем работы не менее 20 лет. Она преподает по полной ставке в сельской госшколе, совмещая работу учителя с руководством образовательным учреждением.

Консервативность в отношении повышения квалификации директоров

Основная масса руководителей регулярно подвышают свой уровень квалификации. Зачастую это происходит после назначения на должность. В программу подготовки входят различные способы: получение второго высшего образования, семинары, курсы, конференции и прочее.

Однако это не оказывает должного влияния на приоритеты. Основные вопросы по подготовке директоров включают правовые и финансовые аспекты управления (53% и 48%). 51% курсов касаются вопросов менеджмента, а 43% – реализации госполитики в образовательной среде. Качество преподавания практически остаётся за бортом, что явно не соответствует текущим направлениям развития образования. Это точно не окажет необходимой помощи в развитии среднего образования в России.

На приоритеты директоров оказывает влияние и позиция муниципальных органов управления образованием, 82% представителей которых считают, что основной задачей руководителя школы является умение справляться с вопросами кадрового, финансового, административного и хозяйственного характера. Опрос этой категории респондентов был проведён в рамках исследования эффективных моделей управления учреждениями образования.

Фото взято с сайта http://newsvostok.ru.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
614
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
956
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1373
Комментарии
Василий
Гость
15 июн. 2018 г., 18:14

До тех пор, пока у коллектива не будут напрямую спрашивать о качестве работы директора и о степени доверия ему, директора будут дистанцироваться от коллективов в угоду либо личным, либо административным интересам

Оставить свой комментарий

Ваш город: