Инклюзивное образование – мнения родителей

05 июня 2017 г. 0
Инклюзивное образование – мнения родителей

Инклюзивное образование - нечто новое в системе образования России. Традиционно в нашей стране обучающие делились на группы, которые соответствовали способностям, проявляемым школьниками. При этом каждая группа детей обучалась по специально разработанной программе обучения, в отдельном классе или образовательном учреждении.

Например, существовали математические классы в обычных школах, в которых, по идее, должны были бы обучаться только дети, проявляющие склонность к математическим наукам. Однако зачастую в такие классы попадали и школьники-гуманитарии, которым просто не хватило мест в обычных или "гуманитарных" классах. То есть, можно говорить о том, что система разделения детей по способностям работала не совсем корректно.

Широко распространена раньше была и система преподавания для детей с особенностями развития - физиологическими или психологическими. Такие дети могли получить нужное образование в соответствии со своими возможностями. При этом, обучение, как правило, осуществлялось в специализированных школах (например, в спортивных школах, школах для слабослышащих детей и т.д.).

Стоит отметить, что подобную систему обучения нередко можно встретить в российских школах и сейчас. Однако по мере распространения инклюзивного образования по самым отдаленным уголкам нашей страны, она постепенно "уходит в прошлое". Хорошо это или плохо, покажет будущее. А сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с мнением родителей, которые недовольны внедрением инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - что это такое?

Инклюзивное образование – это система преподавания, предполагающая обучение детей с ограниченными возможностями здоровья особенностями в одном классе с детьми, не имеющими таких ограничений.

Проще говоря, на сегодняшний день образовательные учреждения России, дающее общее образование, обязаны принимать на обучение детей с ОВЗ наравне со здоровыми детьми. Будь-то общеобразовательная школа, гимназия или лицей... И теперь родители детей, имеющих какие-либо особенности в психологическом или физиологическом плане, могут свободно подать заявление о приеме своего ребенка в любое, подходящее им (например, с точки зрения удобного местоположения) образовательное учреждение, даже несмотря на рекомендации специалистов.

Чем недовольны родители?

Если проанализировать мнения родителей, чьи дети уже учатся в одном классе с "особенными" детьми, то можно отметить большое количество негативных впечатлений от внедрения инклюзивного образования. Выделим наиболее, на наш взгляд, аргументированные.

Вместо учителя – специалист широко профиля

Ребенку с ОВЗ приходится учиться вместе с детьми, не имеющими никаких отклонений. При этом ему необходимо усвоить требуемый уровень знаний, для чего "особенному" ребенку приходится прилагать немало дополнительных усилий. Конечно же, государство предусмотрело это и гарантировало детям с ОВЗ особенный методический подход учителя.

Таким образом, из-за внедрения инклюзивного образования учитель все больше превращается, из обычного преподавателя в специалиста широкого профиля, который вроде бы умеет все, но выполняет свою работу посредственно.

Равнение на слабых

В рамках инклюзивного образования педагог рассматривается и как воспитатель, и как психолог, и как логопед в одном флаконе. Ведь работать-то учителям приходится с самыми разными детьми (порой, в одном классе могут находиться дети с гиперактивностью, разной степенью глухоты или слепоты и т.д.), которые обучаются вместе с детьми, не имеющими таких особенностей развития.

В итоге получается достаточно странная картина... Учитель, уделяя большое количество внимания детям, требующим особого методического подхода, "забывает" о других. "Забывает" не по-настоящему, а просто из-за нехватки времени. И "забытым" школьникам приходится самостоятельно справляться со своими проблемами в обучении. В результате этого происходит периориентация с уже традиционного равнения на "сильного" ученика на равнение на "слабого".

Снижение качества обучения

Несмотря на требования, предъявляемые к педагогам в рамках инклюзивного образования, учитель, как и прежде, по сути своей остается всего лишь учителем: он не имеет нужного психологического образования, не обладает необходимыми знаниями в логопедии, не владеет специальными знаниями, облегчающими процесс обучения "особенных" детей (например, языком жестов или азбукой Брайля).

Из-за отсутствия специальной подготовки, необходимой для обучения "особенных" детей, в итоге получается так, что дети с ОВЗ должного образования не получают. Впрочем, как и школьники без каких-либо ограничений.

Кто виноват?

Конечно же, обвинять в сложившейся ситуации правильнее было бы правительство, которое громко заявило о внедрении инклюзивного образования, но практически ничего не сделало для того, чтобы оно "работало" без сбоев.

Ведь, по сути, в самой инклюзии ничего плохого нет. Наоборот, дети с ОВЗ получили возможность почувствовать себя полноценными членами общества и без ограничений общаться со сверстниками. И все было бы замечательно, если бы государство побеспокоилось о своевременном обеспечении образовательных учреждений соответствующей материально-технической базой и обучении педагогического коллектива.

Но, как показала практика, обвинять в чем-то правительство – пустое дело. Поэтому большинство родителей "обычных" школьников обрушилось с критикой на родителей детей с ОВЗ. Мол, отправляя своих детей учиться туда, где им будет тяжело, они в прямом смысле "подставляют" других детей. Школьникам без ограничений приходится "страдать" из-за отсутствия должного внимания со стороны учителя, который старается из всех сил помочь "особенному" ребенку.

При прочтении таких комментариев становится грустно. Понятно, что "своя рубашка ближе к телу" и свой ребенок роднее всех. Но неужели за решением своих проблем наше общество постепенно начинает забывать о таких понятиях, как толерантность, милосердие, доброжелательность и сопереживание?

Давайте будем терпимее друг к другу, и тогда наши дети начнут помогать "особенным "детям быстрее освоиться в школах, и учителям не придется уделять больше внимания детям с ОВЗ. А значит, не будет страдать качество обучения, и не нужно будет писать обвиняющие комментарии родителям, которым и так тяжело.

2204     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Глава Минобрнауки РФ раскритиковала содержание и иллюстрации современных учебников 12 декабря 2017 г. Глава Минобрнауки РФ раскритиковала содержание и иллюстрации современных учебников

Министр образования и науки РФ в своём интервью газете «Аргументы и факты» заявила, что современные ..

Рособрнадзор внесёт поправки в процедуру проведения ГИА для учеников с нарушениями зрения 08 декабря 2017 г. Рособрнадзор внесёт поправки в процедуру проведения ГИА для учеников с нарушениями зрения

Ведомство занимается совершенствованием ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (..

Россия стала лидером по итогам исследования качества школьного образования PIRLS 06 декабря 2017 г. Россия стала лидером по итогам исследования качества школьного образования PIRLS

Итоги международного исследования качества образования в начальных классах подвели в Рособрнадзоре. ..

К новостям обучения


Авторизация