Астрономия в школе: мнения ученых

17 августа 2017 г. 0
Астрономия в школе: мнения ученых

Недавно Министерство образования и науки РФ официально объявило о своем намерении вернуть в школу уроки астрономии. Предполагается ввести отдельный предмет – целых 35 часов школьникам будут рассказывать об общей картине мира на протяжении двух лет (да, 35 часов рассчитаны на два года обучения). В методических рекомендациях изложено, каким образом будет внедряться новый школьный предмет, в какой форме и кем он будет преподаваться, какие ресурсы выделены для обеспечения.

Увы, но в том виде, в котором планируется возобновить преподавание астрономии в школе, она исчезла оттуда в 1991 году. В таком же объеме, и по тому же учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, написанном и 17 раз переизданном для десятиклассников СССР, астрономия оказалась "лишней" дисциплиной, в стране, запустившей первый спутник и первой отправившей человека в космос.

Кто будет учить предмет в выпускном классе, если его не нужно сдавать на экзаменах? Учебник, который держали в руках поколения 70-90-х годов, был идеальным, но возникает вопрос: с тех пор образование и наука, разве, не продвинулись вперед? Эти и другие вопросы волнуют преподавательский состав физического факультета МГУ и ученых Института астрономии РАН.

Какой должна быть астрономия в школе сегодня?

С начала эры космонавтики специалистам в сфере педагогики так и не удалось выстроить эффективную программу и методику преподавания астрономии в школе. Сейчас, как и в прошлом столетии нет хорошо подготовленных учителей. Да и учебник, откровенно говоря, отстает от новых открытий лет на тридцать.

Этим обеспокоены российские ученые, и их можно понять: кто продолжит их дело в ближайшем будущем, если кардинально не изменить отношение к предмету астрономии и не вывести его преподавание в школе на качественно новый уровень, соответствующий последним достижениям науки и потребностям общества, которое давно привыкло пользоваться спутниковой связью?

Светила науки предлагают свои варианты решения проблемы. Вот мнения некоторых из них:

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, А. В. Засов

Анатолий Владимирович Засов считает, что астрономия демонстрирует универсальность космических законов, ярко иллюстрирует, как работают законы физики в космосе и на Земле. Он подчеркнул важность изучения предмета, так как в космическую деятельность вовлечены наиболее развитые государства. Кроме того, знания о Вселенной сегодня прочно вошли во многие сферы жизнедеятельности человека: с космосом связана не только спутниковая связь, но и навигация, экономика, высокие технологии, обороноспособность государства.

Именно поэтому астрономические представления о строении мира должны формироваться в течение всего периода обучения в школе. Знакомство с астрономией должно проводиться от уровня детского восприятия до физико-математического подхода в старших классах.

А. Засов уверен, что выходом из сложившейся ситуации с преподаванием астрономии в школе может стать внедрение интегрированного курса "Астрономия и освоение космоса" с введением астрономии в программы по физике (а для специализированных школ изучение астрономии должно стать обязательным).

Ученый выразил обеспокоенность снижением престижа науки, и особо подчеркнул ее значимость для развития научно-технического потенциала страны и, в конечном счете, ее будущего в целом.

Доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Д.З. Вибе

Отсутствие базовых знаний астрономии заставляет людей верить во всякую чушь. При наличии интернета и огромного потока растиражированной в нем псевдонаучной информации современные люди не защищены от легенд с апокалиптическим финалом.

Доктор Вибе считает, что возвращение, пусть даже обновленного учебника астрономии Воронцова-Вельяминова не имеет смысла, и предлагает разделить курс изучения астрономии на три части:

  • Спутники, телескопы, межпланетные зонды, космические станции и прочее;
  • Изучение физических законов для объяснения результатов, полученных с помощью космической техники;
  • Знания о Вселенной, накопленные и обобщенные с помощью законов физики.

Дмитрий Зигфридович Вибе предлагает первые два раздела включить в другие предметы, а третий выделить в отдельную дисциплину – космографию, которую необходимо изучать в выпускном классе, чтобы ученики могли применить знание физических основ.

Существуют и другие мнения и предложения о внедрении предмета в школьную программу. Ученые размышляют и о подготовке кадров, и о создании учебников и материально-технической базы для преподавания астрономии на должном уровне. При этом все они единодушно сошлись во мнении, что изучать астрономию в школе не просто желательно, а жизненно необходимо.

Стране срочно требуются собственные лауреаты в области освоения космоса

Яркие и завораживающие фото Солнечной системы и дальнего Космоса, полученные с помощью телескопов ALMA, E-ELT, LSST, радиокомплекса SKA, не могут не вызывать интереса у школьников – поэтому искать стимул для привлечения внимания детей к изучению астрономии не придется.

Естественно, далеко не все дети свяжут свою жизнь с космосом – космонавтами и астрофизиками станут только наиболее талантливые. Однако чтобы эти таланты появились, необходимо их искать, прививать им любовь к науке и учить по методическим материалам, которые написаны с учетом последних достижений и открытий.

И, пожалуй самое главное, готовить для школы учителей астрономии нужно не в режиме "форс-мажор", когда педагогов в добровольно-принудительной форме отправляют на курсы переподготовки. Приоткрывать тайны Вселенной и появления жизни на Земле школьникам должны хорошо подготовленные специалисты, которые и сами увлечены наукой о космических пространствах.

В конце концов, учить детей астрономии нужно, хотя бы, из чувства патриотизма, для поднятия престижа страны.

Как показывают результаты работы образовательного центра "Сириус", созданного по инициативе президента, талантливых детей в России, увлекающихся астрофизикой и космонавтикой, много. Визит В. Путина в этот центр, и его интерес к изобретению мини-спутника юными участниками – не случайны. Важно, чтобы система образования уловила сигнал президента и осознала государственную важность подготовки смены, достойной Циолковского, Королева, Гагарина.

Источники изображений: sai.msu.ru, mosplanetarium.livejournal.com, fb.ru

уроки астрономииучить детей астрономии
926     12

Комментарии к статье

Анатолий Гость 28.08.2017 11:43

Астрономия - важная прикладная наука. Её надо преподавать в школе с первого класс в виде интересного лекционного курса. Цель - заинтересовать этой наукой подрастающее поколение. Если таковые найдутся (ученики), то в университете их вовлекут в серьезную науку. Остальным ученикам, кто не увлечется наукой, она подарит нужное количество романтики. Этого достаточно для среднестатистического землянина. Делать астрономию основным предметом в школе, думается, излишне.

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Школьную программу дополнят курсом бюджетной грамотности 21 сентября 2017 г. Школьную программу дополнят курсом бюджетной грамотности

Проект носит всероссийский масштаб и нацелен на формирование бюджетной грамотности среди учащихся ст..

Введение в школах новой иерархии учительских рангов грозит ещё большим расслоением и неравенством в зарплатах 19 сентября 2017 г. Введение в школах новой иерархии учительских рангов грозит ещё большим расслоением и неравенством в зарплатах

Утверждённый в Минобрнауки РФ план развития Национальной системы учительского роста предусматривает ..

В. Скворцова: педагог обязан знать группу здоровья ученика, а не диагноз 19 сентября 2017 г. В. Скворцова: педагог обязан знать группу здоровья ученика, а не диагноз

Как сообщает РИА Новости, глава Минздрава РФ Вероника Скворцова заявила о том, что школьный учитель ..

К новостям обучения






Авторизация