Портфолио ученика

01 ноября 2017 г. 0
Портфолио ученика

Система образования в последние годы претерпевает множественные изменения, которые предполагают включение нововведений, совершенствующих процесс развития навыков школьников и оценки их достижений. В частности, с 2011 года большинство школ России предлагают своим учащимся и поступающим составление и ведение портфолио.

Несомненно, внедрение в систему образования такого понятия, как "портфолио ученика" уже сегодня приносит видимые результаты. Однако необходимость составления портфолио нередко приводит в смятение как родителей, так и самих учеников. А все потому, что многие из них впервые сталкиваются с проблемой его составления и не всегда понимают, зачем оно нужно и как его правильно составлять. Именно поэтому мы предлагаем вам для ознакомления базовую информацию, касающуюся ученического портфолио.

Что такое портфолио ученика и как оно поможет в учебе?

Портфолио ученика представляет собой совокупность сведений, отображающих индивидуальные достижения школьника, информацию о его социальной и учебной деятельности. Оно является значимой часть практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, позволяя фиксировать, накапливать и оценивать результаты, достигнутые школьником в течение разных периодов обучения.

Если говорить о значимости портфолио для первоклассника, то здесь необходимо помнить, что все умения и навыки, полученные им в дошкольном образовательном учреждении, в школе могут угаснуть. Многие дети, впервые переступившие порог школы, робеют и стесняются проявлять себя среди посторонних людей. Поэтому ребенок, который до школы умел хорошо писать и читать или же проявлял способности к пению, рисованию или каким-либо другим деятельностям, может скрывать свои наклонности в школе. Вот тут на помощь и приходит портфолио. Наличие определенного собрания, в котором содержится полная информация о ребенке, его наклонностях, увлечениях, достижениях, позволит учителю узнать ученика лучше и способствовать его развитию.

Для старшеклассников портфолио является неким дополнением к результатам экзаменов. Предполагается, что при поступлении в ВУЗы абитуриенты могут рассчитывать на дополнительные баллы за участие в различных олимпиадах. Поэтому с этой точки зрения портфолио является частью рейтинга выпускников. Кроме того, его наличие может помочь ученику осознать и определить предпочтения в профильном направлении, выбрать именно то, что будет ему по душе.

Активное вовлечение в процесс создания и ведения портфолио должно наблюдаться со стороны родителей. В первую очередь, это связано с тем, что они смогут наблюдать за развитием своего ребенка через систематизированный набор данных. Кроме того, его составление вместе с ребенком будет способствовать сближению с ребенком и, если в работе над портфолио со старшеклассниками требуется меньше родительского внимания, то, в случае с портфолио ученика начальных классов, вся ответственность за его составление полностью возлагается на родителей с минимальным участием ребенка. Именно родители создают первый сборник достижений ребенка, выделяя его наилучшие черты и способности, а также вносят в него распорядок дня или, возможно, посещение кружков и секций.

Основными задачами ведения портфолио являются:

  • улучшение качества школьного образования;
  • формирование у школьника способности адекватно оценивать свои достижения;
  • повышение и поддержание уровня мотивации и активности ученика в процессе учебы;
  • развитие умений самостоятельного планирования, постановки целей и самоорганизации;
  • фиксация факта участия школьников в различных видах деятельности (учебных, спортивных, научных, творческих и т.д.);
  • формирование индивидуального рейтинга успеваемости и достижений.

Что включить в портфолио?

На сегодняшний день не существует строгих стандартов и регламента заполнения портфолио ученика. Критерии к содержанию и структуре в значительной степени представляют собой информативный характер и дают общее понимание о включении какой-либо информации. Однако основное правило гласит, что портфолио должно содержать как можно больше полезных сведений о ребенке, быть структурированным и постоянно обновляться.

Как правило, создание портфолио начинается с оформления титульного листа, на котором отражается персональные данные ученика (фамилия, имя и отчество), его фотография, название учебного заведения, класс и контактные данные. Иногда в этот же раздел включают распорядок ребенка, в случае посещений каких-либо внешкольных кружков и секций. Следует заметить, что титульный лист, как и остальные разделы портфолио могут оформляться по желанию ученика: в том числе содержать разноцветные листы и рисунки, которые будут выражать индивидуальность ребенка.

После оформления титульного листа чаще всего переходят к составлению нескольких основных разделов. При составлении портфолио школьники и их родители выбирают преимущественно такие разделы.

"Мой мир"

Это раздел, содержащий в себя ряд подразделов с информацией о жизни ребенка вне школы. Сюда, как правило, относятся:

  • имя ребенка – содержит данные о том, какое значение оно имеет, и какие знаменитые люди обладают таким же именем. Также сюда можно включить упоминание о происхождении фамилии, особенно если она довольно редкая и интересная.
  • сведения о семье – содержит информацию обо всех членах семьи. В этом подразделе ребенок описывает свою семью, составляя краткий рассказ о каждом ее члене. Данный подраздел можно оформить в виде генеалогического древа.
  • "Мой город" – предполагает краткое описание родного города, села или деревни. Возможно, включение любимых мест или карты маршрута от дома к школе.
  • "Мои друзья" – ребенку предлагается разместить фотографии друзей и кратко рассказать об их интересах и увлечениях.
  • В подраздел "Увлечения" необходимо отнести сведения о том, чем любит заниматься ребенок, посещает ли он какие-либо кружки в заведениях дополнительного образования.
  • "Моя школа" – это подраздел портфолио с данными о школе и учителях: что нравится, что не нравится и пр.
  • "Мои любимые предметы" предполагают рассказ о том, какие предметы вызывают наибольший интерес у школьника и почему.

"Школьные достижения"

Второй раздел должен иметь название, описывающее учебную деятельность, к примеру, "Школьные достижения". В него включают:

  • учебные достижения по тем или иным предметам,
  • результаты тестов, экзаменов, олимпиад,
  • всевозможные дипломы и сертификаты,
  • результаты контрольных,
  • примеры творческих работ,
  • динамику развития,
  • проекты, отзывы на прочитанные книги и многое другое.

"Моя общественная деятельность"

Предполагает описание обязательств и мероприятий, выполняемых за пределами школы.

"Мое творчество"

Еще один раздел следует уделить творческим достижениям. Сюда можно прикрепить рисунки, стихи, поделки, грамоты за участие в конкурсах и олимпиадах, достижения в заведениях дополнительного образования.

"Отзывы и пожелания"

Соответствующий раздел необходимо отвести под отзывы и пожелания, которые вписываются в портфолио ученика в конце каждого учебного года. В этом разделе ребенок может написать о том, что он думает о школе, высказать свое мнение о каких-либо изменениях, а учитель дает краткую характеристику ученика, описывая его достижения и предлагая меры по дальнейшей работе.

"Моя гордость"

Последний раздел должен содержать все наиболее значимые для ученика работы. По окончанию года ему необходимо пересматривать полученные результаты и выделять те, которыми он гордиться больше всего, и помещать их в этот раздел.

В конце портфолио необходимо поместить страницу, на которой будут указано содержание портфолио, перечень разделов и нумерация страниц.

Источники изображений: offnote.net, krim-web.ru, noyemika.blogspot.com, dmitrykabalevsky.ru

портфолио школьниказаполнение портфолио ученика
835     12

Комментарии к статье

Нина Есина Гость 01.11.2017 10:48

И кто это должен оформлять?Особенно в начальной школе.Не что иное как растаскивание по отдельным страницам единства и целостности личности ребенка.Всего на свете не успеть,в особенности фиксировать все "достижения".В старших классах,возможно,это оправдано из-за отмены характеристики при выпуске из школы.

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Школам нужен интернет и базовый толковый словарь 22 ноября 2017 г. Школам нужен интернет и базовый толковый словарь

Для обеспечения школьных образовательных программ требуется создание базового толкового словаря. С т..

Сегодня в школах РФ провели апробацию технологии устной части ОГЭ по русскому языку 20 ноября 2017 г. Сегодня в школах РФ провели апробацию технологии устной части ОГЭ по русскому языку

Сегодня, 20 ноября 2017 года, в ряде школ РФ состоялась апробация технологии проведения устного собе..

В Совфеде выступили за обязательные уроки труда в школах 17 ноября 2017 г. В Совфеде выступили за обязательные уроки труда в школах

Уроки труда в школах должны стать обязательными. По информации ТАСС, это предложение прозвучало от р..

К новостям обучения


Авторизация