Портфолио ученика

01 ноября 2017 г. 0
Портфолио ученика

Система образования в последние годы претерпевает множественные изменения, которые предполагают включение нововведений, совершенствующих процесс развития навыков школьников и оценки их достижений. В частности, с 2011 года большинство школ России предлагают своим учащимся и поступающим составление и ведение портфолио.

Несомненно, внедрение в систему образования такого понятия, как "портфолио ученика" уже сегодня приносит видимые результаты. Однако необходимость составления портфолио нередко приводит в смятение как родителей, так и самих учеников. А все потому, что многие из них впервые сталкиваются с проблемой его составления и не всегда понимают, зачем оно нужно и как его правильно составлять. Именно поэтому мы предлагаем вам для ознакомления базовую информацию, касающуюся ученического портфолио.

Что такое портфолио ученика и как оно поможет в учебе?

Портфолио ученика представляет собой совокупность сведений, отображающих индивидуальные достижения школьника, информацию о его социальной и учебной деятельности. Оно является значимой часть практико-ориентированного подхода к образовательному процессу, позволяя фиксировать, накапливать и оценивать результаты, достигнутые школьником в течение разных периодов обучения.

Если говорить о значимости портфолио для первоклассника, то здесь необходимо помнить, что все умения и навыки, полученные им в дошкольном образовательном учреждении, в школе могут угаснуть. Многие дети, впервые переступившие порог школы, робеют и стесняются проявлять себя среди посторонних людей. Поэтому ребенок, который до школы умел хорошо писать и читать или же проявлял способности к пению, рисованию или каким-либо другим деятельностям, может скрывать свои наклонности в школе. Вот тут на помощь и приходит портфолио. Наличие определенного собрания, в котором содержится полная информация о ребенке, его наклонностях, увлечениях, достижениях, позволит учителю узнать ученика лучше и способствовать его развитию.

Для старшеклассников портфолио является неким дополнением к результатам экзаменов. Предполагается, что при поступлении в ВУЗы абитуриенты могут рассчитывать на дополнительные баллы за участие в различных олимпиадах. Поэтому с этой точки зрения портфолио является частью рейтинга выпускников. Кроме того, его наличие может помочь ученику осознать и определить предпочтения в профильном направлении, выбрать именно то, что будет ему по душе.

Активное вовлечение в процесс создания и ведения портфолио должно наблюдаться со стороны родителей. В первую очередь, это связано с тем, что они смогут наблюдать за развитием своего ребенка через систематизированный набор данных. Кроме того, его составление вместе с ребенком будет способствовать сближению с ребенком и, если в работе над портфолио со старшеклассниками требуется меньше родительского внимания, то, в случае с портфолио ученика начальных классов, вся ответственность за его составление полностью возлагается на родителей с минимальным участием ребенка. Именно родители создают первый сборник достижений ребенка, выделяя его наилучшие черты и способности, а также вносят в него распорядок дня или, возможно, посещение кружков и секций.

Основными задачами ведения портфолио являются:

  • улучшение качества школьного образования;
  • формирование у школьника способности адекватно оценивать свои достижения;
  • повышение и поддержание уровня мотивации и активности ученика в процессе учебы;
  • развитие умений самостоятельного планирования, постановки целей и самоорганизации;
  • фиксация факта участия школьников в различных видах деятельности (учебных, спортивных, научных, творческих и т.д.);
  • формирование индивидуального рейтинга успеваемости и достижений.

Что включить в портфолио?

На сегодняшний день не существует строгих стандартов и регламента заполнения портфолио ученика. Критерии к содержанию и структуре в значительной степени представляют собой информативный характер и дают общее понимание о включении какой-либо информации. Однако основное правило гласит, что портфолио должно содержать как можно больше полезных сведений о ребенке, быть структурированным и постоянно обновляться.

Как правило, создание портфолио начинается с оформления титульного листа, на котором отражается персональные данные ученика (фамилия, имя и отчество), его фотография, название учебного заведения, класс и контактные данные. Иногда в этот же раздел включают распорядок ребенка, в случае посещений каких-либо внешкольных кружков и секций. Следует заметить, что титульный лист, как и остальные разделы портфолио могут оформляться по желанию ученика: в том числе содержать разноцветные листы и рисунки, которые будут выражать индивидуальность ребенка.

После оформления титульного листа чаще всего переходят к составлению нескольких основных разделов. При составлении портфолио школьники и их родители выбирают преимущественно такие разделы.

"Мой мир"

Это раздел, содержащий в себя ряд подразделов с информацией о жизни ребенка вне школы. Сюда, как правило, относятся:

  • имя ребенка – содержит данные о том, какое значение оно имеет, и какие знаменитые люди обладают таким же именем. Также сюда можно включить упоминание о происхождении фамилии, особенно если она довольно редкая и интересная.
  • сведения о семье – содержит информацию обо всех членах семьи. В этом подразделе ребенок описывает свою семью, составляя краткий рассказ о каждом ее члене. Данный подраздел можно оформить в виде генеалогического древа.
  • "Мой город" – предполагает краткое описание родного города, села или деревни. Возможно, включение любимых мест или карты маршрута от дома к школе.
  • "Мои друзья" – ребенку предлагается разместить фотографии друзей и кратко рассказать об их интересах и увлечениях.
  • В подраздел "Увлечения" необходимо отнести сведения о том, чем любит заниматься ребенок, посещает ли он какие-либо кружки в заведениях дополнительного образования.
  • "Моя школа" – это подраздел портфолио с данными о школе и учителях: что нравится, что не нравится и пр.
  • "Мои любимые предметы" предполагают рассказ о том, какие предметы вызывают наибольший интерес у школьника и почему.

"Школьные достижения"

Второй раздел должен иметь название, описывающее учебную деятельность, к примеру, "Школьные достижения". В него включают:

  • учебные достижения по тем или иным предметам,
  • результаты тестов, экзаменов, олимпиад,
  • всевозможные дипломы и сертификаты,
  • результаты контрольных,
  • примеры творческих работ,
  • динамику развития,
  • проекты, отзывы на прочитанные книги и многое другое.

"Моя общественная деятельность"

Предполагает описание обязательств и мероприятий, выполняемых за пределами школы.

"Мое творчество"

Еще один раздел следует уделить творческим достижениям. Сюда можно прикрепить рисунки, стихи, поделки, грамоты за участие в конкурсах и олимпиадах, достижения в заведениях дополнительного образования.

"Отзывы и пожелания"

Соответствующий раздел необходимо отвести под отзывы и пожелания, которые вписываются в портфолио ученика в конце каждого учебного года. В этом разделе ребенок может написать о том, что он думает о школе, высказать свое мнение о каких-либо изменениях, а учитель дает краткую характеристику ученика, описывая его достижения и предлагая меры по дальнейшей работе.

"Моя гордость"

Последний раздел должен содержать все наиболее значимые для ученика работы. По окончанию года ему необходимо пересматривать полученные результаты и выделять те, которыми он гордиться больше всего, и помещать их в этот раздел.

В конце портфолио необходимо поместить страницу, на которой будут указано содержание портфолио, перечень разделов и нумерация страниц.

Источники изображений: offnote.net, krim-web.ru, noyemika.blogspot.com, dmitrykabalevsky.ru

портфолио школьниказаполнение портфолио ученика
1045     12

Комментарии к статье

Нина Есина Гость 01.11.2017 10:48

И кто это должен оформлять?Особенно в начальной школе.Не что иное как растаскивание по отдельным страницам единства и целостности личности ребенка.Всего на свете не успеть,в особенности фиксировать все "достижения".В старших классах,возможно,это оправдано из-за отмены характеристики при выпуске из школы.

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Всероссийский мониторинг по английскому языку пройдет в 4-ых и 9-ых классах 23 января 2018 г. Всероссийский мониторинг по английскому языку пройдет в 4-ых и 9-ых классах

Организатором Всероссийского мониторинга по английскому языку выступила электронная школа «Знаника» ..

Учителя, спасшего детей во время школьной поножовщины, наградят медалью «За отвагу» 23 января 2018 г. Учителя, спасшего детей во время школьной поножовщины, наградят медалью «За отвагу»

Представление к награде учителя СОШ №127 г. Перми Наталии Шагулиной было направлено главой Пермского..

В России могут появиться федеральные учебные центры для одарённых детей 23 января 2018 г. В России могут появиться федеральные учебные центры для одарённых детей

Автором идеи об открытии федеральных учебных центров для одарённых детей стали учёные из Специализи..

К новостям обучения


Авторизация