Портфолио учителя

03 ноября 2017 г. 0
Портфолио учителя

В процессе преобразования и совершенствования образовательной системы одну из ключевых ролей играют учителя. Сегодня национальная система образования нуждается в педагогах, которые стремятся к развитию своей профессиональной компетентности, постоянно осваивают новые методы и технологии обучения, умеют делать прогнозы о конечном результате и формировать учебный процесс на основе конкретной практической деятельности.

Решение проблемы становления и повышения профессионализма педагогов занимает приоритетное место в работе общественно-государственных структур. В частности, государство особое внимание уделяет повышению квалификации педагогов и введению новых методов, позволяющих оценивать результаты и повышать их профессионализм.

Одним из таких инструментов является создание и ведение портфолио учителя, которое не только формирует уровень конкурентоспособности педагога, но и является его визитной карточкой при трудоустройстве и профессиональной деятельности.

Что такое портфолио учителя, и каковы цели его создания?

Слово "портфолио" имеет итальянское происхождение и переводится, как "папка с документами". Портфолио учителя представляет собой совокупность фактических, задокументированных достижений профессионала, а также его профессиональных качеств, которые в целом формируют представление об уровне компетентности учителя, специфике его деятельности, подходов и эффективности.

С 1 января 2011 года наличие электронного варианта портфолио является обязательным условием допуска педагогических работников к аттестации на I и высшую категорию.

Кстати, использование такого вида представления профессиональных качеств началось еще в эпоху Возрождения, когда скульпторы и архитекторы предоставляли своим заказчикам набор документов, содержащих проекты и эскизы выполненных ими работ, по которым можно было сформировать мнение о способностях того или иного работника.

Разновидности портфолио

Сегодня портфолио педагога широко используется специалистами при трудоустройстве и является неотъемлемым информационным дополнением к резюме, как правило, выгодно выделяя конкретного претендента среди других. Портфолио учителя дает возможность перейти на новую систему оценки эффективности деятельности педагога в рабочее и нерабочее время.

Наличие портфолио позволяет учителю не только представить себя в профессиональной среде, но и самостоятельно систематизировать и проанализировать собственные результаты, проработать нюансы, дать объективную оценку своим возможностям и составить план действий по достижению новых целей.

Профессиональное портфолио учителя принято подразделять на несколько типов, а именно:

  • Портфолио-демонстрация – формируется с целью презентации учителя на профессиональных конкурсах и при поиске работы и представляет собой подборку самых значимых, по мнению специалиста, работ.
  • Рефлексивное портфолио – позволяет проектировать профессиональный рост педагога и контролировать его этапы, задачи и формы.
  • Папка достижений – содержит наиболее значимые и показательные, с точки зрения педагога, достижения;
  • Отчетное портфолио – отображает итоги определенной деятельности учителя. Этот вид портфолио формируется на протяжении всей трудовой деятельности преподавателя и позволяет оценить эффективность и уровень развития педагога на основе накопленного опыта.

Кроме того, возможно составление комплексного портфолио, объединяющего в себе сразу несколько видов презентационных подборок, для представления педагога в образовательной организации.

Отметим, что педагог может не ограничиваться только электронным портфолио учителя, и создать его бумажный вариант.

Структура и содержание портфолио учителя

Перечень документов для портфолио регулируется соответствующими положениями, сформированными согласно Методическим рекомендациям региональным конкурсным комиссиям Министерства образования и науки РФ, Правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2006 г., Концепции модернизации общего образования и некоторыми другими.

Однако оно не имеет определенной формы и составляется на основании специфики преподаваемого предмета, индивидуально для каждого учителя. Нормативные акты рекомендуют включать в портфолио преподавателя следующие разделы:

В первый раздел учитель помещает общую информацию о себе:

  • фамилия, имя, отчество; дата рождения;
  • место учебы и специальность;
  • совокупный опыт педагогической деятельности и стаж по месту работы;
  • перечисление пройденных курсов повышения квалификации с уточнением места прохождения, периодов и проблематики;
  • сведения о наличии правительственных наград, благодарственных писем или грамот;
  • копии документов о присвоении ученых званий и степеней (если имеются);
  • документы, подтверждающие участие учителя в каких-либо конкурсах.

Результаты трудовой деятельности включаются во второй раздел личного портфолио учителя. К нему относятся:

  • документы, свидетельствующие об итогах освоения учениками программы обучения,
  • тесты,
  • проверочные работы,
  • результаты аттестаций и участие в олимпиадах.

В целом, в этом разделе должны содержаться данные о динамике эффективности работы учителя.

Третий раздел отводится для методических материалов, которые отражают уровень профессиональной компетенции педагога и применения новых технологий в воспитательном и образовательном процессе.

Внеурочная деятельность по дисциплине – четвертый раздел портфолио. Сюда вкладываются результаты учебно-исследовательских и творческих работ учеников, сценарии различных мероприятий, список призеров олимпиад и все, что отражает эффективность работы учителя во внеклассное время.

Следующий раздел выделяется под учебно-материальную базу. К нему относится деятельность педагога, направленная на оснащение кабинета методическими материалами (наглядные пособия, словари, дидактический материал, справочная литература и пр.).

Шестой раздел – работа классным руководителем. Он содержит информацию о результатах учебно-воспитательного процесса, рейтинговый список учеников, отображающий их уровень развития, а также результаты работы с родителями.

Последний раздел должен состоять из отзывов об учителе, составленных его коллегами, родителями, детьми, а также тексты рецензий, резюме, рекомендательных писем.

Несколько полезных советов

Сформировать пакет документов за 1 день (даже имея перед глазами образец портфолио учителя) – нереально. На это педагогу придется потратить, как минимум, несколько дней кропотливой работы и уйму нервных клеток. Именно поэтому специалисты рекомендуют заполнять портфолио постепенно, на протяжении нескольких месяцев/лет.

Электронное портфолио учителя должно быть полностью готово за 2-3 месяца до срока аттестации, а зарегистрироваться на сайте и начать работу с электронной версией документа желательно за несколько лет до аттестации.

К формированию портфолио нельзя подходить формально. Здесь важны не только документы, подтверждающие квалификацию и достижения преподавателя, но и творческий подход, креативность и проявление профессионализма.

Источники изображений: 5psy.ru, pedmir.kz

электронное портфолио учителяобразец портфолио учителяпортфолио педагога
1273     12

Комментарии к статье

Oleg Levashov Гость 10.11.2017 11:32

Чушь какая...портфолио...На дворе 21 век, завтра все уйдут в Виртуальную реальность, а эти методисты все талдычат про какие-то КОМПЕТЕНЦИИ. Выработали ПТИЧИЙ ЯЗЫК и говорят на нем, а со стороны кажется - что работают. Чиновники - баласт, мертвое звено.

Татьяна Михалина Гость 10.11.2017 11:32

Методисты... до чего ж скучны!!!

Виктор Устинов Гость 10.11.2017 11:32

Почему учитель должен постоянно чего-то доказывать яйцеголовым чинушам? Займитесь полезным делом, отлипните от педагогов!

Наталия Бирюкова Гость 10.11.2017 11:31

Про отличного учителя дети и родители расскажут, а портфолий можно наделать миллион-от этого учить учитель лучше не станет.

Сергей Афонин Гость 10.11.2017 11:31

Лучше бы государство поменьше уделяло внимания образованию. Самое хорошее время было в 90-х, когда государству было не до образования

Светлана Краснова Гость 10.11.2017 11:31

«Специалисты рекомендуют готовить портфолио несколько месяцев»...

Анастасия Зубарева Гость 10.11.2017 11:31

Никого не хочу обидеть, но на сегодняшний день не определено главное в системе образования СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Мне не понятно к чему приложимо: развитие педагогами своей профессиональной компетентности, постоянное осваивание новых методов и технологий обучения, умение делать прогнозы о конечном результате и формировать учебный процесс на основе конкретной практической деятельности. На мой взгляд, все больше и больше расширяются фронтальные детали в образовании. Не определив системообразующую деталь в системе, все остальное бессмысленно.

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Школам нужен интернет и базовый толковый словарь 22 ноября 2017 г. Школам нужен интернет и базовый толковый словарь

Для обеспечения школьных образовательных программ требуется создание базового толкового словаря. С т..

Сегодня в школах РФ провели апробацию технологии устной части ОГЭ по русскому языку 20 ноября 2017 г. Сегодня в школах РФ провели апробацию технологии устной части ОГЭ по русскому языку

Сегодня, 20 ноября 2017 года, в ряде школ РФ состоялась апробация технологии проведения устного собе..

В Совфеде выступили за обязательные уроки труда в школах 17 ноября 2017 г. В Совфеде выступили за обязательные уроки труда в школах

Уроки труда в школах должны стать обязательными. По информации ТАСС, это предложение прозвучало от р..

К новостям обучения


Авторизация