Государство особое внимание уделяет повышению квалификации педагогов и введению новых методов, позволяющих оценивать результаты и повышать их профессионализм. Одним из таких инструментов является создание и ведение портфолио учителя, которое не только формирует уровень конкурентоспособности педагога, но и является его визитной карточкой при трудоустройстве и профессиональной деятельности.
В процессе преобразования и совершенствования образовательной системы одну из ключевых ролей играют учителя. Сегодня национальная система образования нуждается в педагогах, которые стремятся к развитию своей профессиональной компетентности, постоянно осваивают новые методы и технологии обучения, умеют делать прогнозы о конечном результате и формировать учебный процесс на основе конкретной практической деятельности.
Решение проблемы становления и повышения профессионализма педагогов занимает приоритетное место в работе общественно-государственных структур. В частности, государство особое внимание уделяет повышению квалификации педагогов и введению новых методов, позволяющих оценивать результаты и повышать их профессионализм.
Одним из таких инструментов является создание и ведение портфолио учителя, которое не только формирует уровень конкурентоспособности педагога, но и является его визитной карточкой при трудоустройстве и профессиональной деятельности.
Что такое портфолио учителя, и каковы цели его создания?
Слово "портфолио" имеет итальянское происхождение и переводится, как "папка с документами". Портфолио учителя представляет собой совокупность фактических, задокументированных достижений профессионала, а также его профессиональных качеств, которые в целом формируют представление об уровне компетентности учителя, специфике его деятельности, подходов и эффективности.
С 1 января 2011 года наличие электронного варианта портфолио является обязательным условием допуска педагогических работников к аттестации на I и высшую категорию.
Кстати, использование такого вида представления профессиональных качеств началось еще в эпоху Возрождения, когда скульпторы и архитекторы предоставляли своим заказчикам набор документов, содержащих проекты и эскизы выполненных ими работ, по которым можно было сформировать мнение о способностях того или иного работника.
Разновидности портфолио
Сегодня портфолио педагога широко используется специалистами при трудоустройстве и является неотъемлемым информационным дополнением к резюме, как правило, выгодно выделяя конкретного претендента среди других. Портфолио учителя дает возможность перейти на новую систему оценки эффективности деятельности педагога в рабочее и нерабочее время.
Наличие портфолио позволяет учителю не только представить себя в профессиональной среде, но и самостоятельно систематизировать и проанализировать собственные результаты, проработать нюансы, дать объективную оценку своим возможностям и составить план действий по достижению новых целей.
Профессиональное портфолио учителя принято подразделять на несколько типов, а именно:
- Портфолио-демонстрация – формируется с целью презентации учителя на профессиональных конкурсах и при поиске работы и представляет собой подборку самых значимых, по мнению специалиста, работ.
- Рефлексивное портфолио – позволяет проектировать профессиональный рост педагога и контролировать его этапы, задачи и формы.
- Папка достижений – содержит наиболее значимые и показательные, с точки зрения педагога, достижения;
- Отчетное портфолио – отображает итоги определенной деятельности учителя. Этот вид портфолио формируется на протяжении всей трудовой деятельности преподавателя и позволяет оценить эффективность и уровень развития педагога на основе накопленного опыта.
Кроме того, возможно составление комплексного портфолио, объединяющего в себе сразу несколько видов презентационных подборок, для представления педагога в образовательной организации.
Отметим, что педагог может не ограничиваться только электронным портфолио учителя, и создать его бумажный вариант.
Структура и содержание портфолио учителя
Перечень документов для портфолио регулируется соответствующими положениями, сформированными согласно Методическим рекомендациям региональным конкурсным комиссиям Министерства образования и науки РФ, Правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2006 г., Концепции модернизации общего образования и некоторыми другими.
Однако оно не имеет определенной формы и составляется на основании специфики преподаваемого предмета, индивидуально для каждого учителя. Нормативные акты рекомендуют включать в портфолио преподавателя следующие разделы:
В первый раздел учитель помещает общую информацию о себе:
- фамилия, имя, отчество; дата рождения;
- место учебы и специальность;
- совокупный опыт педагогической деятельности и стаж по месту работы;
- перечисление пройденных курсов повышения квалификации с уточнением места прохождения, периодов и проблематики;
- сведения о наличии правительственных наград, благодарственных писем или грамот;
- копии документов о присвоении ученых званий и степеней (если имеются);
- документы, подтверждающие участие учителя в каких-либо конкурсах.
Результаты трудовой деятельности включаются во второй раздел личного портфолио учителя. К нему относятся:
- документы, свидетельствующие об итогах освоения учениками программы обучения,
- тесты,
- проверочные работы,
- результаты аттестаций и участие в олимпиадах.
В целом, в этом разделе должны содержаться данные о динамике эффективности работы учителя.
Третий раздел отводится для методических материалов, которые отражают уровень профессиональной компетенции педагога и применения новых технологий в воспитательном и образовательном процессе.
Внеурочная деятельность по дисциплине – четвертый раздел портфолио. Сюда вкладываются результаты учебно-исследовательских и творческих работ учеников, сценарии различных мероприятий, список призеров олимпиад и все, что отражает эффективность работы учителя во внеклассное время.
Следующий раздел выделяется под учебно-материальную базу. К нему относится деятельность педагога, направленная на оснащение кабинета методическими материалами (наглядные пособия, словари, дидактический материал, справочная литература и пр.).
Шестой раздел – работа классным руководителем. Он содержит информацию о результатах учебно-воспитательного процесса, рейтинговый список учеников, отображающий их уровень развития, а также результаты работы с родителями.
Последний раздел должен состоять из отзывов об учителе, составленных его коллегами, родителями, детьми, а также тексты рецензий, резюме, рекомендательных писем.
Несколько полезных советов
Сформировать пакет документов за 1 день (даже имея перед глазами образец портфолио учителя) – нереально. На это педагогу придется потратить, как минимум, несколько дней кропотливой работы и уйму нервных клеток. Именно поэтому специалисты рекомендуют заполнять портфолио постепенно, на протяжении нескольких месяцев/лет.
Электронное портфолио учителя должно быть полностью готово за 2-3 месяца до срока аттестации, а зарегистрироваться на сайте и начать работу с электронной версией документа желательно за несколько лет до аттестации.
К формированию портфолио нельзя подходить формально. Здесь важны не только документы, подтверждающие квалификацию и достижения преподавателя, но и творческий подход, креативность и проявление профессионализма.
Источники изображений: 5psy.ru, pedmir.kz