Портфолио учителя

03 ноября 2017 г. 0
Портфолио учителя

В процессе преобразования и совершенствования образовательной системы одну из ключевых ролей играют учителя. Сегодня национальная система образования нуждается в педагогах, которые стремятся к развитию своей профессиональной компетентности, постоянно осваивают новые методы и технологии обучения, умеют делать прогнозы о конечном результате и формировать учебный процесс на основе конкретной практической деятельности.

Решение проблемы становления и повышения профессионализма педагогов занимает приоритетное место в работе общественно-государственных структур. В частности, государство особое внимание уделяет повышению квалификации педагогов и введению новых методов, позволяющих оценивать результаты и повышать их профессионализм.

Одним из таких инструментов является создание и ведение портфолио учителя, которое не только формирует уровень конкурентоспособности педагога, но и является его визитной карточкой при трудоустройстве и профессиональной деятельности.

Что такое портфолио учителя, и каковы цели его создания?

Слово "портфолио" имеет итальянское происхождение и переводится, как "папка с документами". Портфолио учителя представляет собой совокупность фактических, задокументированных достижений профессионала, а также его профессиональных качеств, которые в целом формируют представление об уровне компетентности учителя, специфике его деятельности, подходов и эффективности.

С 1 января 2011 года наличие электронного варианта портфолио является обязательным условием допуска педагогических работников к аттестации на I и высшую категорию.

Кстати, использование такого вида представления профессиональных качеств началось еще в эпоху Возрождения, когда скульпторы и архитекторы предоставляли своим заказчикам набор документов, содержащих проекты и эскизы выполненных ими работ, по которым можно было сформировать мнение о способностях того или иного работника.

Разновидности портфолио

Сегодня портфолио педагога широко используется специалистами при трудоустройстве и является неотъемлемым информационным дополнением к резюме, как правило, выгодно выделяя конкретного претендента среди других. Портфолио учителя дает возможность перейти на новую систему оценки эффективности деятельности педагога в рабочее и нерабочее время.

Наличие портфолио позволяет учителю не только представить себя в профессиональной среде, но и самостоятельно систематизировать и проанализировать собственные результаты, проработать нюансы, дать объективную оценку своим возможностям и составить план действий по достижению новых целей.

Профессиональное портфолио учителя принято подразделять на несколько типов, а именно:

  • Портфолио-демонстрация – формируется с целью презентации учителя на профессиональных конкурсах и при поиске работы и представляет собой подборку самых значимых, по мнению специалиста, работ.
  • Рефлексивное портфолио – позволяет проектировать профессиональный рост педагога и контролировать его этапы, задачи и формы.
  • Папка достижений – содержит наиболее значимые и показательные, с точки зрения педагога, достижения;
  • Отчетное портфолио – отображает итоги определенной деятельности учителя. Этот вид портфолио формируется на протяжении всей трудовой деятельности преподавателя и позволяет оценить эффективность и уровень развития педагога на основе накопленного опыта.

Кроме того, возможно составление комплексного портфолио, объединяющего в себе сразу несколько видов презентационных подборок, для представления педагога в образовательной организации.

Отметим, что педагог может не ограничиваться только электронным портфолио учителя, и создать его бумажный вариант.

Структура и содержание портфолио учителя

Перечень документов для портфолио регулируется соответствующими положениями, сформированными согласно Методическим рекомендациям региональным конкурсным комиссиям Министерства образования и науки РФ, Правилам проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2006 г., Концепции модернизации общего образования и некоторыми другими.

Однако оно не имеет определенной формы и составляется на основании специфики преподаваемого предмета, индивидуально для каждого учителя. Нормативные акты рекомендуют включать в портфолио преподавателя следующие разделы:

В первый раздел учитель помещает общую информацию о себе:

  • фамилия, имя, отчество; дата рождения;
  • место учебы и специальность;
  • совокупный опыт педагогической деятельности и стаж по месту работы;
  • перечисление пройденных курсов повышения квалификации с уточнением места прохождения, периодов и проблематики;
  • сведения о наличии правительственных наград, благодарственных писем или грамот;
  • копии документов о присвоении ученых званий и степеней (если имеются);
  • документы, подтверждающие участие учителя в каких-либо конкурсах.

Результаты трудовой деятельности включаются во второй раздел личного портфолио учителя. К нему относятся:

  • документы, свидетельствующие об итогах освоения учениками программы обучения,
  • тесты,
  • проверочные работы,
  • результаты аттестаций и участие в олимпиадах.

В целом, в этом разделе должны содержаться данные о динамике эффективности работы учителя.

Третий раздел отводится для методических материалов, которые отражают уровень профессиональной компетенции педагога и применения новых технологий в воспитательном и образовательном процессе.

Внеурочная деятельность по дисциплине – четвертый раздел портфолио. Сюда вкладываются результаты учебно-исследовательских и творческих работ учеников, сценарии различных мероприятий, список призеров олимпиад и все, что отражает эффективность работы учителя во внеклассное время.

Следующий раздел выделяется под учебно-материальную базу. К нему относится деятельность педагога, направленная на оснащение кабинета методическими материалами (наглядные пособия, словари, дидактический материал, справочная литература и пр.).

Шестой раздел – работа классным руководителем. Он содержит информацию о результатах учебно-воспитательного процесса, рейтинговый список учеников, отображающий их уровень развития, а также результаты работы с родителями.

Последний раздел должен состоять из отзывов об учителе, составленных его коллегами, родителями, детьми, а также тексты рецензий, резюме, рекомендательных писем.

Несколько полезных советов

Сформировать пакет документов за 1 день (даже имея перед глазами образец портфолио учителя) – нереально. На это педагогу придется потратить, как минимум, несколько дней кропотливой работы и уйму нервных клеток. Именно поэтому специалисты рекомендуют заполнять портфолио постепенно, на протяжении нескольких месяцев/лет.

Электронное портфолио учителя должно быть полностью готово за 2-3 месяца до срока аттестации, а зарегистрироваться на сайте и начать работу с электронной версией документа желательно за несколько лет до аттестации.

К формированию портфолио нельзя подходить формально. Здесь важны не только документы, подтверждающие квалификацию и достижения преподавателя, но и творческий подход, креативность и проявление профессионализма.

Источники изображений: 5psy.ru, pedmir.kz

электронное портфолио учителяобразец портфолио учителяпортфолио педагога
1583     12

Комментарии к статье

Oleg Levashov Гость 10.11.2017 11:32

Чушь какая...портфолио...На дворе 21 век, завтра все уйдут в Виртуальную реальность, а эти методисты все талдычат про какие-то КОМПЕТЕНЦИИ. Выработали ПТИЧИЙ ЯЗЫК и говорят на нем, а со стороны кажется - что работают. Чиновники - баласт, мертвое звено.

Татьяна Михалина Гость 10.11.2017 11:32

Методисты... до чего ж скучны!!!

Виктор Устинов Гость 10.11.2017 11:32

Почему учитель должен постоянно чего-то доказывать яйцеголовым чинушам? Займитесь полезным делом, отлипните от педагогов!

Наталия Бирюкова Гость 10.11.2017 11:31

Про отличного учителя дети и родители расскажут, а портфолий можно наделать миллион-от этого учить учитель лучше не станет.

Сергей Афонин Гость 10.11.2017 11:31

Лучше бы государство поменьше уделяло внимания образованию. Самое хорошее время было в 90-х, когда государству было не до образования

Светлана Краснова Гость 10.11.2017 11:31

«Специалисты рекомендуют готовить портфолио несколько месяцев»...

Анастасия Зубарева Гость 10.11.2017 11:31

Никого не хочу обидеть, но на сегодняшний день не определено главное в системе образования СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Мне не понятно к чему приложимо: развитие педагогами своей профессиональной компетентности, постоянное осваивание новых методов и технологий обучения, умение делать прогнозы о конечном результате и формировать учебный процесс на основе конкретной практической деятельности. На мой взгляд, все больше и больше расширяются фронтальные детали в образовании. Не определив системообразующую деталь в системе, все остальное бессмысленно.

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Всероссийский мониторинг по английскому языку пройдет в 4-ых и 9-ых классах 23 января 2018 г. Всероссийский мониторинг по английскому языку пройдет в 4-ых и 9-ых классах

Организатором Всероссийского мониторинга по английскому языку выступила электронная школа «Знаника» ..

Учителя, спасшего детей во время школьной поножовщины, наградят медалью «За отвагу» 23 января 2018 г. Учителя, спасшего детей во время школьной поножовщины, наградят медалью «За отвагу»

Представление к награде учителя СОШ №127 г. Перми Наталии Шагулиной было направлено главой Пермского..

В России могут появиться федеральные учебные центры для одарённых детей 23 января 2018 г. В России могут появиться федеральные учебные центры для одарённых детей

Автором идеи об открытии федеральных учебных центров для одарённых детей стали учёные из Специализи..

К новостям обучения


Авторизация