Ваш город:

ДИРЕКТОР НЕУСПЕШНОЙ ШКОЛЫ: КТО ОН?

29 нояб. 2017 г.
4
4253

Это – женщина, без управленческого образования, которая руководит своей школой от нескольких месяцев до пяти лет.

ДИРЕКТОР НЕУСПЕШНОЙ ШКОЛЫ: КТО ОН?

Это – женщина, без управленческого образования, которая руководит своей школой от нескольких месяцев до пяти лет.

Международная бизнес-академия совместно с Минобрнауки РФ провели в 8 федеральных округах России опрос директоров школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в трудных социальных условиях.

Исследователи хотели узнать, можно ли вывести эти школы из кризиса, дав их директорам возможности для повышения квалификации.

В мониторинге приняли участие 10 тыс. человек из 300 общеобразовательных школ в 85 субъектах Российской Федерации.

Хорошо ли учителя учат, а ученики – учатся? Сегодня это во многом зависит от директора школы. Там, где семьи школьников и учителя находятся в неблагоприятной социальной ситуации, директору надо ежедневно принимать нестандартные решения. Руководители признаются, что не готовы к такому вызову. Ведь их управленческий опыт зачастую составляет не более года…

«ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ ТАМ И СПРАВЯТСЯ…»

Можно ли нарисовать обобщенный портрет директора школы в той или иной стране? Однажды я спросила об этом Патрицию Грэм, директора Национального института образования США, автора книги «Америка за школьной партой».

«- Стандартный американский директор школы, - ответила Пэт Грэм, – это мужчина со специальным образованием, который когда-то работал учителем. У него есть степень магистра по специальности «администрирование образования». Его основная черта – это сильный лидер».

Эти черты соответствуют портрету директора успешной российской школы, входящей в топ-500.

А кто руководит слабыми школами в России?

Это – женщина. Ее управленческий стаж - от года до десяти лет. Соответствующего образования у нее нет.

Нередко она возглавляет свою школу всего несколько месяцев.

Директора сложных школ меняются часто и остаются в должности недолго. Школа с низкими результатами ЕГЭ не может стать ступенькой в управленческой карьере.

В этом есть свой плюс: в такой школе не удержится карьерист. В этом есть свой минус: директоров для слабых школ отбирают по принципу «кто не сбежит – сгодится».

От директора такой школы требуется мужество. Она знает, что Департаменты образования (которые и являются ее работодателями) не могут по достоинству оценить ее работу.

Об этом рассказали исследователям половина опрошенных директоров в 85 субъектах РФ.

Сегодня общеобразовательную школу судят по баллам ЕГЭ и ОГЭ и по результатам олимпиад. Но вытянуть группу детей, не говорящих по-русски, на минимальные баллы ЕГЭ по русскому языку – это большой педагогический и управленческий успех.

Он остается в России неоцененным.

Следовательно, на директора школы, где учатся такие дети, сыплются одни взыскания.

Есть ли у нашего директора управленческое образование?

Чаще всего – нет. А иногда у нее нет даже педагогического образования.

Один из экспертов, участвовавших в сборе данных для мониторинга, сказал мне, что за последний год рекомендовал в слабые школы своего региона несколько офицеров запаса. «Только военные там и справятся», – объяснил он.

«ДО СИХ ПОР У НАС ТУАЛЕТ ВО ДВОРЕ…»

Директор, возглавляющая школу с низкими учебными результатами, откладывает часть собственной зарплаты на то, чтобы получить управленческое образование или повысить квалификацию.

Ее школа не имеет своего бюджета на повышение квалификации. Или этот бюджет остается только на бумаге.

70% участников мониторинга ответили единодушно: они живут в состоянии дефицита.

Им нужны: мебель, спортивный инвентарь, цифровые камеры, лингафонные кабинеты, сканеры, принтеры, лаборатории физики и химии…

Кто-то приложил небольшой отчет, резюмировав его в одном предложении: «Нам нужны пластиковые окна, замки в туалетах и капитальный ремонт школы».

«До сих пор у нас - надворный туалет, дети всю зиму выбегают по нужде на мороз и много болеют в зимний период, хотя в здании школы тепло», - рассказали другие.

О том, что их школа не продержится без срочной материально-технической поддержки, говорили директора из Иркутской, Челябинской, Тамбовской, Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Вологодской, Ярославской областей, Забайкальского и Пермского краев, из республик Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Бурятия, Чувашия…

На этом суровом фоне светлым пятном оказались, пожалуй, только Архангельская область и Ханты-Мансийский автономный округ: там 50% и 82% руководителей трудных школ отметили, что обеспечены всем необходимым на самом высоком уровне.

«ИНТЕРНЕТ У НАС ТОЛЬКО ДОМА»

Директору школы с низкими результатами обучения редко удается получить полноценное дистанционное образование.

Разве только она живет в Пермском крае, где большинство программ повышения квалификации для директоров реализуется с применением дистанционных технологий.

Стараются как можно полнее использовать эти возможности в Приволжском, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.

Школа с низкими результатами обучения не случайно оказывается в отстающих.

Часто она вообще не подключена к интернету. Либо - подключена с такой низкой скоростью, что учителям и директору не удается прослушать до конца выбранный вебинар (не говоря о том, чтобы участвовать в нем).

Об этом рассказали почти половина директоров из 8 федеральных округов.

В Челябинской, Белгородской и Вологодской областях на возможности интернета не жалуются: эти регионы России являются лидерами РФ по скорости доступа в интернет.

Относительно благополучны в этом отношении школы в Уральском и Центральном федеральных округах.

Хуже всех приходится директорам школ из Южного, Сибирского и Северо-Кавказского федеральных округов.

Иногда учителя и ученики имеют выход в Сеть только из дома. Школьники идут домой, чтобы выполнить задания учебника, связанные с поиском в интернете, а учителя – поискать материалы к урокам.

А больше всего проблем с интернетом в Республики Хакасия: 25% директоров ответили, что в школе у них вообще нет доступа к интернету.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Чему бы хотели получиться в первую очередь директора трудных школ? Они ответили, что им не хватает знаний по педагогике, психологии, экономике, юриспруденции, теории управления школой… А еще – по основам документооборота и составления отчетности.

Может быть, им могут помочь региональные институты повышения квалификации?

75% методистов ИРО из 8 федеральных округов ответили, что делают все возможное для сопровождения профессиональной карьеры директоров школ.

Больше всего таких оптимистичных ответов прозвучало в Южном федеральном округе (85%).

Однако о профессиональных программах, помогающих в работе директорам школ с низкими результатами обучения, до сих пор почти никто не подумал.

Более 70% методистов и педагогов Институтов развития образования Северо-Кавказского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов признались, что они ничем не могут помочь этим школам: у них просто нет таких разработок.

Возникает замкнутый круг: чтобы управлять слабой школой, нужно много и упорно учиться.

Но у директора так много обязанностей в школе, так что уехать куда-нибудь для нее – целое приключение. Учиться дистанционно по интернету – тоже.

Времени просто нет.

Весь день наша директор вынуждена решать экономические и юридические вопросы, в которых она слабо разбирается.

Большинство директоров неуспешных школ ответили, что важнейшее качество, которого им не хватает - стрессоустойчивость.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ…

Специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвовавшие в мониторинге, выделили несколько дефицитов системы:

- Нужны субсидии на обучение и повышение квалификации директоров школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложных социальных условиях.

- Нужны региональные программы по выравниванию условий обучения и поддержке проблемных школ.

- Нужны педагогические кадры, готовые работать в таких школах, и умеющие решать новые задачи нестандартными способами.

- Нужны программы повышения квалификации для руководителей школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся неблагоприятных социальных условиях.

И последнее.

По оценкам экспертов, к слабым школам можно отнести почти все российские школы, находящиеся за пределами больших городов…

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Приёмная кампания-2024
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков рассказал о главные изменения в приемной кампании-2024, которые в основном коснутся целевого набора. А регионы вв..
Об изменениях в приёмной кампании-2024 и выплатах ученикам и педагогам за медали и успешную сдачу ЕГЭ
18 мар. 2024 г.
0
842
Председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева
Как сообщает ТАСС, председатель Совета федеральной территории «Сириус», руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева в ходе заседания программной..
Глава фонда «Талант и успех» заявила о необходимости актуализировать образовательные программы вузов РФ
15 мар. 2024 г.
0
3884
Институт русского языка имени В.В. Виноградова
Государственная Дума РФ рассмотрит проект о создании Национального словарного фонда, а российский общественник выступил с предложением ввести в школах..
О создании Национального словарного фонда и уроках езды на электросамокатах в школах и вузах
13 мар. 2024 г.
0
5744
Комментарии
Алексей Петров
Гость
29 нояб. 2017 г., 23:18

Он - фальсификатор на выборах, прежде всего.

Любовь Туз
Гость
30 нояб. 2017 г., 9:12

Появилась тенденция из-за надворных условий возить маленьких детей в соседнюю типовую школу. Один ньюанс. Далее застойный Ростелеком, видимость интернета без скорости. И никаких подвижек. Это условия!? Но, страшнее другое, директор должен отдавать честь и выполнять самые абсурдные директивы, не имея своей стратегии, своего видения развития школы.....

Анастасия Зубарева
Гость
30 нояб. 2017 г., 16:25

Естественно многое в школе зависит от директора. Но на мой взгляд, успешный ученик это труд успешного учителя, профессионала. Из опыта обучения внуков, детей соседей, детей, родители, которых просят позаниматься по химии, по физике, по биологии вижу, что в школах учителя не владеют содержанием своего предмета и методикой его преподавания. Я не занимаюсь репетиторством, я из старой когорты педагогов, для которых важно за несколько занятий добиться понимания учащимся содержания предмета, сформировать умение учиться. В городе репетиторство процветает по всем предметам. Сохранилась еще плеяда учителей профессионалов, которые даже уходят из образовательного учреждения и занимаются репетиторством. Так что часто дело не в директоре.

Светлана Калимуллина
Гость
1 дек. 2017 г., 11:46

Какая то мерзостная статья. С сексисткими высказываниями. А бывших военных я бы не допустила в школу. Школа - это не казарма.

Оставить свой комментарий

Ваш город: