Ваш город:

Современная школа: храм знаний или курсы выживания?

23 дек. 2014 г.
0
4868

Нагрузка в современных школах настолько высока, что дети не столько учатся, сколько пытаются перейти из класса в класс с более или менее приличными оценками. Почему так происходит? Почему школьники воспринимают уроки в школах, как труд рабов на галерах? Как это изменить, и нужны ли школы в том состоянии, в котором они существуют сейчас или обществу нужно срочно пересмотреть свое отношение к системе существующего среднего образования?

Современная школа: храм знаний или курсы выживания?

Издавна школа считалась храмом знаний, в котором дети определенный промежуток своей жизни проводят большую часть своего времени. Однако сегодня все чаще говорят о том, что из священного храма знаний школа уже давно превратилась в курсы выживания, успешно окончить которые может только сильнейший. Причем не по уровню приобретенных знаний, а по эмоционально-физическим показателям.

И в самом деле, нагрузка в современных школах настолько высока, что дети не столько учатся, сколько пытаются перейти из класса в класс с более или менее приличными оценками. Почему так происходит? Почему школьники воспринимают уроки в школах, как труд рабов на галерах? Как это изменить, и нужны ли школы в том состоянии, в котором они существуют сейчас или обществу нужно срочно пересмотреть свое отношение к системе существующего среднего образования?

Основные причины падения "рейтинга" школы

Почему школа перестала быть тем местом, куда хочется идти и которое вызывает только положительные эмоции?

Во-первых, из-за больших нагрузок – программы среднего образования постоянно расширяются за счет внедрения новых предметов и факультативов, при этом "старые" предметы не отменяются (соответственно, значительно увеличивается и объем домашних заданий). Это не только приводит к интеллектуальным перегрузкам, которые могут стать причиной стрессов и проблем с физическим здоровьем ребенка, но и практически полностью лишает ребенка возможности полноценно отдыхать и заниматься личными делами.

Во-вторых, из-за постоянно снижающегося уровня культуры общества, что негативно сказывается на мотивации школьников к обучению и тяге к знаниям. К большому сожалению, современные школьники сплошь и рядом видят, что для того чтобы добиться успеха в жизни важно не столько обладать знаниями, сколько иметь влиятельных родителей или быть наглым, напористым и изворотливым.

В-третьих, из-за качественно низкого состава педагогических коллективов. Педагоги советской школы, подавляющая масса которых с гордостью несла почетное звание "Учитель", в большинстве своем уже вышла на пенсию, а новое поколение преподавателей, как правило, выбирает эту профессию не по призванию, а по необходимости. Как следствие, учителя просто рассказывают на уроках материал из методичек, даже не пытаясь возбудить в учениках интерес к своему предмету.

А нужна ли школа?

Во многом из-за упаднических настроений в умах общественности и чувства неудовлетворенности от качества среднего образования, помимо воли возникает крамольный вопрос: "А нужна ли сегодня школа вообще?". Ведь если раньше школа давала ученикам определенный набор знаний, который позволял им двигаться дальше, то сегодня школьникам пытаются "вложить в голову" огромное количество ненужной им информации, из-за чего нужные знания там просто не задерживаются.

Мало того, сегодня очень часто можно услышать, что школа не столько учит, сколько "отбивает" желание учиться, поскольку обучение в образовательном учреждении не предусматривает индивидуального подхода к каждому ученику. То есть, если активные дети, обладающие устойчивой психикой, хорошей памятью и сообразительностью, успевают за общей программой обучения, то впечатлительные, медлительные и невнимательные школьники чувствуют себя неудачниками, которые не способны запомнить и понять даже элементарные вещи. А если принять во внимание, что ко второй категории относится большинство современных школьников, можно понять: из стен школы выходит огромное количество молодых людей, уверенных в своей неспособности к обучению.

Кроме того, многие школьники и их родители убеждены, что школу вполне может заменить, например, интернет, на просторах которого можно найти ответ практически на любой вопрос. Здесь же без всяких проблем можно найти различные обучающие программы, игры, курсы, тренинги и т.д., позволяющие организовать процесс обучения в домашних условиях исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности, и от школ нужно отказаться. Однако специалисты уверены, что школы нужны, как минимум, из-за социального аспекта адаптации ребенка в обществе посредством погружения в среду сверстников. К сожалению, а может быть и к счастью, современное общество пока еще не готово предложить своим детям достойную альтернативу школам, где ребята не только учат математику, литературу или физику, но и учатся общаться, работать, добиваться поставленных целей и просто весело жить.

Одновременно с этим, абсолютно все участники образовательного процесса говорят о том, что без реформы среднего образования в самом ближайшем будущем не обойтись. И чем дольше школа будет существовать в том виде, в котором она существует сейчас, тем губительнее это будет сказываться на развитии всей страны и общества в целом. При этом реформа должна затрагивать как образовательные программы, так и требования к педагогам.

В тему: Как минимизировать школьные нагрузки?

Конечно же, родители не могут по собственному желанию регулировать количество уроков или вносить изменения в образовательную программу. Но в их силах сделать все, чтобы ребенок имел возможность полноценно отдыхать после занятий. Следуя нашим советам, вы не только хотя бы отчасти нейтрализуете школьные нагрузки, но и поддержите тягу своего ребенка к знаниям.

  • С раннего возраста приучите ребенка соблюдать режим дня: в одно и тоже время просыпаться, кушать, заниматься личными делами, ложиться спать и т.д. При этом на сон должно уходить не меньше 8-9 часов.
  • Всегда оказывайте ребенку свою поддержку и поощряйте его успехи (даже самые незначительные). И никогда не наказывайте его, если у него что-то не получается.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел возможность активно отдыхать. Если ему не нравиться ходить в спортивные секции, то возьмите за правило хотя бы один раз в неделю выбираться всей семьей на экскурсии, в походы, на пикник.
  • Большое внимание уделите правильному питанию ребенка: в его меню обязательно должны присутствовать белок (рыба, нежирное мясо, творог), сложные углеводы (цельнозерновой хлеб и крупы), витамины (овощи, фрукты, ягоды) и жирные кислоты (орехи, нерафинированное масло, жирная рыба).
  • Постарайтесь ограничить время "общения" ребенка с компьютером. Если же компьютер необходим для выполнения домашнего задания, то проследите, чтобы школьник каждые полчаса делал 10-ти минутный перерыв.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Валерий Фальков с рабочим визитом в Татарстане
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков провёл панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации»..
О визите В. Фалькова в Татарстан и перспективе сотрудничества ЦКП «СКИФ» с индустриальными партнёрами
25 апр. 2024 г.
0
182
Студенты РФ
По информации пресс-службы Минцифры, на Госуслугах появятся электронные студенческие билеты и зачётные книжки. А согласно подписанному Президентом РФ ..
Об электронных студенческих билетах и упрощении условий получения статуса молодого специалиста
24 апр. 2024 г.
0
422
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
Ведущие дорожные и нефтяные ВУЗы России представили стендовые доклады о своих разработках на XII межотраслевой конференции «PRO Битум и ПБВ» в Санкт-П..
Эксперты назвали 5 ключевых компетенций для специалиста дорожной отрасли
24 апр. 2024 г.
0
475
Оставить свой комментарий

Ваш город: