Влияние индивидуальных особенностей ребенка на его успеваемость в школе

25 марта 2017 г. 0
Влияние индивидуальных особенностей ребенка на его успеваемость в школе

Практически в каждом классе присутствуют как отличники, так и двоечники. Они обучаются по одной программе, у того же учителя, в одинаковых условиях и в целом имеют равные возможности для получения новых знаний. Но почему же тогда дети, сидящие за одной партой, демонстрируют разный уровень успеваемости? Ответ кроется в индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Сегодня мы предлагаем вам детальнее рассмотреть физиологические и психологические особенности развития детей, которые оказывают значительное влияние на восприятие ребенком новых знаний и умений в школе.

Физиологические особенности

Уже давно известно, что начало школьного обучения сопровождается большой нагрузкой на организм ребенка. Ему приходится долго сидеть в одной позе, соблюдать распорядок, усваивать большие объемы информации, да и нахождение в школьном коллективе требует определенных физических затрат. А это по силам не каждому новоиспеченному ученику в силу уровня его физиологического развития.

Дети развиваются по-разному и несоответствие биологического возврата с физическим – распространенное явление. Так, согласно исследованиям, к 6 годам половина мальчиков и треть девочек имеют недостаточное физическое развитие для систематического обучения. Соответственно, если ребенок физиологически еще не готов к школе, то, скорее всего, его успеваемость будет ниже, чем у более развитых одноклассников.

Поэтому иногда лучше подождать еще годик, особенно если при прохождении медосмотра на этом настаивают врачи. В период отсрочки необходимо обеспечить ребенку двигательную активность и способствовать его физическому развитию. Параллельное обучение чтению и письму тоже не будет лишним, но в пределах разумного, чтобы будущий школьник не перенапрягался.

Восприимчивость к нагрузкам

Даже если ребенок достаточно развит, его внутренних ресурсов не всегда хватает, чтобы справляться со школьными трудностями. Сильная утомляемость может сопровождаться головной болью, головокружением, сонливостью, частой сменой настроения, что может повлечь за собой снижение успеваемости даже у способного ребенка.

Часто такая картина наблюдается среди первоклассников и при переходе из одного класса в другой. Ребенок вынужден адаптироваться к новому распорядку и большей нагрузке, при этом организм стремительно развивается, на что тоже уходит немало внутренних ресурсов.

Когда школьник не справляется со школьной нагрузкой и сильно устает, родителям важно не усугублять ситуацию, наказывая его и заставляя "больше стараться". Лучше обеспечьте ему хороший отдых после школы, проследите, чтобы он нормально высыпался и грамотно распределял нагрузку при выполнении домашнего задания.

Состояние здоровья

Ребенок может часто болеть и пропускать уроки, что также может стать причиной низкой успеваемости: во-первых, быстро наверстать программу не всегда получается, а во-вторых, последствия болезни могут замедлить скорость усвоения учебного материала.

Родителям важно оценить ситуацию и, возможно, рассмотреть вариант индивидуального обучения. Выходом из ситуации могут стать детские дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории, где наряду с отдыхом и оздоровлением дети продолжают учиться, но в более щадящем режиме.

Психологические особенности

Отставание в учебе часто связанно с психологической неготовностью ребенка к школе, когда он еще не развил познавательные возможности до нужного уровня и не имеет мотивации к обучению.

Понять, что ребенок психологически "созрел" можно по следующим признакам:

  • он положительно реагирует на поступление и пребывание в школе, и не только потому, что там будут другие дети;
  • понимает необходимость обучения;
  • больше интересуется чтением и письмом, чем занятиями дошкольного типа (физкультура, рисование, пение и пр.).

Частой причиной неуспеваемости младших школьников выступает задержка психического развития (ЗПР). Этот диагноз ставится, когда интеллектуальные способности ребенка сохраняются на должном уровне, а вот такие функции, как внимание, мышление, память, эмоции и воля развиты недостаточно. Детям с ЗПР сложно успевать за сверстниками в обучении из-за особенностей своего психического развития. Поэтому у многих из них возникает нежелание учиться и проявлять какую-либо познавательную активность.

Подчеркнем, не следует путать ЗПР с умственной отсталостью. В последнем случае у ребенка нарушено и интеллектуальное, и психическое развитие, при этом подобное состояние необратимо. ЗПР подразумевает отставание в развитии

от принятых для определенного возраста норм, и при должном подходе ребенок сможет "догнать" сверстников.

В случае со школьниками с ЗПР оптимальным решением станет дополнительная индивидуальная работа, причем не только с учителем, но и совместно с родителями. Не лишними будут посещения психолога, логопеда и дефектолога.

Общие советы для предупреждения неуспеваемости ребенка

Чтобы у ребенка не было нарушений в развитии (как физическом, так и психическом), родители должны придерживаться следующих простых правил:

  • создавать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • обеспечивать дружественную обстановку в семье;
  • проводить больше времени с ребенком;
  • своевременно реагировать на любого рода заболевания у малыша;
  • уделять внимание всестороннему развитию ребенка с ранних лет.

Важно помнить, что в школе дети сталкиваются с огромными массивами информации, которую нужно, как минимум, успеть воспринять и запомнить. К сожалению, в силу индивидуальных особенностей не каждый ребенок на это способен с первых дней обучения, и родителям важно приложить все усилия для того, чтобы он впоследствии не стал педагогически запущенным.

физическое развитиепсихическое развитиешкольное обучение
3833     12

Комментарии к статье

Анна Гость 29.04.2017 17:22

Ваши ученики воруют в магазине петерчка примите меры на пример минин и его друзья

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Эксперты призвали к совершенствованию законодательства в части организации питания обучающихся школ 19 января 2018 г. Эксперты призвали к совершенствованию законодательства в части организации питания обучающихся школ

Детский омбудсмен Анна Кузнецова обсудила с экспертами проблемы, связанные с организацией питания в ..

В ближайшие два года в школах РФ может появиться предмет «Психология» 17 января 2018 г. В ближайшие два года в школах РФ может появиться предмет «Психология»

Комментируя в эфире телеканала РБК инцидент, произошедший в пермской школе №127, Зураб Кекелидзе, гл..

ВЦИОМ провел исследование финансовой грамотности школьников 17 января 2018 г. ВЦИОМ провел исследование финансовой грамотности школьников

В ходе исследования на тему финансовой грамотности учеников возрастом от 12 до 17 лет, проведённого ..

К новостям обучения


Авторизация