Адаптация ребенка к средней школе

27 ноября 2016 г. 0
Адаптация ребенка к средней школе

Переход в пятый класс средней школы – праздник и для ребенка, и для его родителей. Начальная школа позади, и вчерашний первоклассник начинает чувствовать себя совсем взрослый и готовым сделать первые шаги к абсолютной самостоятельности. Одновременно с этим родители, которые считают, что их ребенок уже вырос из детского возраста, ослабляют свой контроль над школьником и не уделяют должного внимания его успехам и неудачам в школе. А ведь в этот период школьнику необходимо гораздо больше внимания, чем раньше.

Нужно понимать, что переход из младшей школы в среднюю – это большой стресс для ребенка. Если в младших классах у школьника, помимо родителей, был еще один взрослый человек с непререкаемым авторитетом в виде учителя младших классов, то в средней школе влияние учителей-предметников значительно ослабевает. На первый план выходит стремление ребенка стать лидером среди друзей и одноклассников.

Кроме того, ученик начинает пересматривать свое отношение к предметам школьного курса. Появляются "любимые" и "нелюбимые" учителя и предметы, домашние задания становятся все объемнее и сложнее, а подготовка к урокам отнимает все больше и больше времени и сил. Соответственно остается меньше времени для отдыха и "ничегонеделания", что, в свою очередь, заставляет менять распорядок дня и приоритеты.

На этом этапе взрослым важно не потерять контроль над ребенком, и сегодня мы постараемся выделить ключевые моменты, на которые родителям стоит обратить пристальное внимание в первую очередь.

Особое внимание – подготовке к занятиям в школе

Насколько бы самостоятельным не был ребенок, в силу возраста он не всегда может серьезно отнестись к подготовке домашнего задания или сложить в рюкзак весь набор необходимых учебников. Стоит обязательно проверить, все ли задания выполнены в полном объеме, не вызывает ли трудностей изучение отдельных предметов школьной программы.

Если у ребенка что-то не получается, родителям необходимо обязательно помочь школьнику разобраться со всеми непонятными ему вопросами. Однако не нужно впадать в крайности и заставлять учить все подряд, чтобы получать только высокие оценки: дети быстро переутомляются, и если их принуждать к учебе силой или посредством общения на повышенных тонах, то они быстро теряют интерес к учебе и начинают ненавидеть школу. Постарайтесь заинтересовать школьника непонятным для него предметом и на примере докажите, что эти знания понадобятся ему в будущем.

Похвала и поощрение – надежные помощники успешной учебы

В этом возрасте так же важно поощрять успехи детей, напоминать ребенку о том, как родители им гордятся, радуются его успехам и вместе переживают над неудачами. Ни в коем случае нельзя ругаться и говорить школьнику о том, что он глупый/бездарный/неудачник, а вот соседка/друг/одноклассники намного умнее и талантливее его.

Если не получается выполнить домашнее задание или повысить отметку по "проблемному" предмету, очень важно сделать все, чтобы ребенок поверил в свои силы. Эта вера позволит ему обрести стимул к преодолению всех трудностей и планомерному изучению всей школьной программы.

Лучшим вариантом мотивации может стать личный пример родителей. Например, родители могут заключить с ребенком пари: мама или папа обязуются научиться тому, чего они не умеют (кататься на велосипеде, лепить пельмени или программировать), а школьник обещает "подтянуть" до оговоренного уровня оценки по "проблемному" предмету. То есть, ребенок должен на конкретном примере увидеть, что при желании любой человек может всего добиться (неспортивная мама – лихо ездить на велосипеде, а "криворукий" папа – виртуозно лепить идеальные пельмени). Помимо этого, в случае с пари свою роль сыграет соревновательный момент и стремление ребенка "утереть нос" взрослым.

Скажи мне, кто твой друг...

Необходимо обязательно поинтересоваться, с кем из одноклассников ребенок дружит, а с кем отношения не ладятся.

Случается, что тихий и застенчивый ученик, не способный дать отпор или наладить коммуникацию с одноклассниками, еще больше "замыкается" в себе. Он чувствует неуверенность в себе и своих силах, а в особо запущенных случаях приобретает комплексы, которые в будущем окажут негативное влияние на его характер и жизнь в целом.

Общительный и любознательный школьник, не испытывающий проблем в общении со сверстниками, может подружиться с одноклассником, который отличается ассоциальным поведением. Такая дружба, без должного контроля со стороны взрослых, может привести к тому, что ваш ребенок попадет в плохую компанию и, как следствие, "покатится по наклонной".

Задача родителей, помочь школьнику разобраться, как нужно правильно себя вести в тех или иных ситуациях, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться, а от чего лучше отказаться.

Долой гиперопеку

В пятом классе ребенок начинает чувствовать себя взрослым: он учится в одном здании со старшеклассниками, больше не нужно ходить в столовую строем под присмотром учителя, на переменах можно выходить на улицу и т.д.

Это очень важный этап взросления, в ходе которого очень плохую службу может сослужить излишняя гиперопека со стороны родителей. Почти у каждого в классе был одноклассник или одноклассница, мама или бабушка которого по любому поводу мчалась в школу и разбиралась с обидчиками горячо любимого дитяти.

И если в младшей школе стремление родителей оградить своего ребенка от любых проблем более или менее допустима (да и то не всегда), то в подростковом возрасте такая модель поведения взрослых абсолютно неприемлема.

Важно понимать, что ребенок должен уметь взаимодействовать с коллективом. И небольшие конфликты между одноклассниками – такой же способ взаимодействия, как и совместные игры, общение, групповые мероприятия. На примерах решения конфликтных ситуаций дети учатся самостоятельности и готовятся к вступлению во взрослую жизнь.

Мудрый родитель всегда готов прийти на помощь, предварительно дав ребенку возможность решить спорную ситуацию самостоятельно и реализовать себя как личность.

средняя школаадаптация
1342     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам

Новости обучения
Неудачная попытка объединения столичных школ: продолжение истории 26 мая 2017 г. Неудачная попытка объединения столичных школ: продолжение истории

Публикация в СМИ информации о том, что учителей столичной школы № 1434 вынудили написать заявления о..

300 московских учителей вынуждены были написать заявления на увольнение «по собственному» желанию 24 мая 2017 г. 300 московских учителей вынуждены были написать заявления на увольнение «по собственному» желанию

В столичной школе № 1434 разгорелся скандал по поводу ситуации с увольнением 300 педагогов, включая ..

РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ СМОГУТ ВЫИГРАТЬ 1 МИЛЛИОН РУБЛЕЙ 21 мая 2017 г. РОССИЙСКИЕ ШКОЛЫ СМОГУТ ВЫИГРАТЬ 1 МИЛЛИОН РУБЛЕЙ

Весной этого года был запущен конкурс «Территория образовательных проектов – Школа» (#ТОП-Школа). В ..

К новостям обучения




Авторизация