Результаты мониторинга эффективности российских ВУЗов

02 августа 2017 г. 0
Результаты мониторинга эффективности российских ВУЗов

Мониторинг системы образования – универсальное средство контроля, систематизации и выработки конструктивной линии развития в одной из важнейших отраслей развития общества и государства.

Кроме того, результаты исследований позволяют будущим студентам судить о качестве обучения в том или ином ВУЗе, его престижности и возможности получения лучших знаний, которые действительно станут полезными в профессиональной деятельности.

Предлагаем вам ознакомиться с результатами очередного мониторинга эффективности российских ВУЗов, который был проведен Минобрнауки на основании данных, предоставленных образовательными организациями.

Зачем нужен мониторинг?

Развитие и улучшение, поднятие образования на новый, более высокий уровень – основная цель регулярного мониторинга эффективности ВУЗов.

Мониторинговые исследования показывают:

  • качество работы преподавательского состава, а также степень усвоения программного материала студентами;
  • системность, цели и задачи обучения, методы изложения материала. Использование технических средств обучения и контроля знаний существенно упрощают учебный процесс и помогают рационально расходовать время студента и преподавателя, отведенное для учебы;
  • структуру и формы, дающие возможность получать знания в оптимальных условиях. Статистические данные мониторинга отражают количество профильных ВУЗов в каждом регионе, стационарные и заочные формы обучения, а также материальные условия, созданные для самостоятельной учебной и научной деятельности;
  • результативность учебного процесса, которая отображается в данных о трудоустройстве выпускников по специальности.

Мониторинг включает ряд других пунктов оценивания, касающихся контроля и управления учебным процессом. Регулирование бюджетных средств, направляемых на повышение качества высшего образования, также опирается на результаты исследований.

Отметим, что по сравнению с прошлогодними результатами исследований количество ВУЗов, улучшивших результаты по четырем и более показателям, увеличилось в 2,5 раза. То есть, мониторинги доказывают свою эффективность и положительное влияние на повышение качества обучения.

Основные показатели эффективности ВУЗов

В исследовании 2017 года приняли участие 769 ВУЗов и 692 филиала образовательных организаций разной формы собственности (государственные, муниципальные и частные).

Эффективность деятельности ВУЗов оценивалась на основании показателей, характеризующих:

  • Образовательную деятельность – средний балл ЕГЭ;
  • Научно-исследовательскую деятельность – объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного сотрудника;
  • Международную деятельность – процентное соотношение иностранных студентов к общей численности обучающихся;
  • Финансово-экономическую деятельность – доходы образовательной организации в расчете на одного сотрудника;
  • Зарплата профессорско-преподавательского состава – процентное соотношение зарплаты сотрудников к средней зарплате по региону;
  • Трудоустройство – процентное соотношение выпускников, трудоустроившихся в следующем после выпуска году, к общей численности выпускников;
  • Дополнительные показатели – доля студентов-спортсменов, доля сотрудников, имеющих государственные награды, доля обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.д.

Основные показатели мониторинга по округам

В последнем мониторинге принимали участие ВУЗы всех отраслевых направлений, расположенные в восьми федеральных округах и почти во всех региональных центрах РФ.

Центральный округ

В мониторинге приняло участие 438 организаций высшего образования (в том числе 156 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 49 ВУЗов, в том числе:

  • Ярославский государственный медицинский университет;
  • Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина;
  • Тверской государственный университет;
  • Российский государственный университет туризма и сервиса;
  • Государственный университет по землеустройству.

Северо-Западный округ

В мониторинге приняло участие 152 организаций высшего образования (в том числе 60 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 20 ВУЗов, в том числе:

  • Череповецкий государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина;
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

Приволжский округ

В мониторинге приняло участие 273 организаций высшего образования (в том числе 155 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 40 ВУЗов, в том числе:

  • Вятский социально-экономический университет;
  • Тольяттинский государственный университет;
  • Самарский государственный экономический университет;
  • Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки;
  • Башкирский государственный университет.

Южный округ

В мониторинге приняло участие 151 организаций высшего образования (в том числе 92 филиала). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 16 ВУЗов, в том числе:

  • Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т.Трубилина;
  • Ростовский государственный экономический университет;
  • Донской государственный технический университет;
  • Армавирский государственный педагогический университет;
  • Волгоградский государственный университет.

Северо-Кавказский округ

В мониторинге приняло участие 95 организаций высшего образования (в том числе 50 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 2 ВУЗа, а именно:

  • Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС);
  • Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Уральский округ

В мониторинге приняло участие 112 организаций высшего образования (в том числе 59 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 12 ВУЗов, в том числе:

  • Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина;
  • Курганский государственный университет;
  • Тюменский индустриальный университет;
  • Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет;
  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Сибирский округ

В мониторинге приняло участие 165 организаций высшего образования (в том числе 80 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли 22 ВУЗа, в том числе:

  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Сибирский государственный университет геосистем и технологий;
  • Омский государственный технический университет;
  • Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого;
  • Иркутский государственный университет.

Дальневосточный округ

В мониторинге приняло участие 75 организаций высшего образования (в том числе 40 филиалов). Добиться необходимых значений по всем 7 показателям смогли только 3 ВУЗа, а именно:

  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Владивостокский филиал Российской таможенной академии;
  • Дальневосточный институт управления (филиал РАНХиГС).
мониторинг образованияэффективность вузов
211     12

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым =)

Оставить свой комментарий

Статьи по разделам
Новости обучения
Победителем Международной математической олимпиады IMC 2017 стал российский студент 17 августа 2017 г. Победителем Международной математической олимпиады IMC 2017 стал российский студент

По итогам Международной математической олимпиады для студентов IMC 2017 победителем и обладателем гр..

В российских вузах-лидерах подвели итоги приёмной кампании 2017 года 16 августа 2017 г. В российских вузах-лидерах подвели итоги приёмной кампании 2017 года

В России завершилась приёмная кампания, итоги которой подвели ректоры университетов. Руководители мо..

На базе МГУ начнёт работу национальная антидопинговая лаборатория 15 августа 2017 г. На базе МГУ начнёт работу национальная антидопинговая лаборатория

Как сообщается на официальном портале российского правительства, премьер-министр Дмитрий Медведев по..

К новостям обучения






Авторизация