В начале 90-х годов прошлого столетия переориентация рынка труда и диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры. Интенсивно развивающиеся рыночные отношения поставили перед старой системой профессионального образования новые задачи, решение которых стало возможным только благодаря ее преобразованию, которое проявилось в совершенствовании уже существующей системы и формировании новых концептуальных подходов.
В начале 90-х годов прошлого столетия переориентация рынка труда и диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры. Интенсивно развивающиеся рыночные отношения поставили перед старой системой профессионального образования новые задачи, решение которых стало возможным только благодаря ее преобразованию, которое проявилось в совершенствовании уже существующей системы и формировании новых концептуальных подходов.
Профессиональное образование в условиях рыночных отношений
Новая система профессионального образования, ориентированная на рыночные отношения и высокотехнологический прогресс, предполагает повышение профессиональных качеств специалиста на протяжении всей его жизни. Именно поэтому основной упор в новой системе профессионального образования был сделан на:
- предоставление свободы выбора образовательных траекторий в зависимости от способностей, возможностей и предпочтений учащихся;
- ориентацию на потребности рынка труда и подготовку мобильных специалистов, способных самосовершенствоваться в условиях рыночных отношений;
- развитие демократических свобод в образовательной деятельности учебных заведений в создании своих оригинальных обучающих программ.
Развитие новых социально-экономических отношений в стране послужило толчком для формирования принципиального нового содержания профессионального образования. Оно стало развиваться в качественно-количественном направлении: стали появляться новые специализации и специальности, а содержание обучения стало более гуманизированным.
Основные исходные положения профессионального образования в условиях рыночных отношений включают в себя:
- системный подход к организации профессионального образования и оптимизация методов обучения.
- целостность профподготовки специалистов и ориентация всех компонентов профессионального образования на повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов.
- всестороннее развитие личности специалиста как в профессиональной сфере, так и общеразвивающей (максимально возможное расширение кругозора, выходящее за пределы определенных профессиональных функций).
Современное профессиональное образование
В 1997 году правительство Российской Федерации приняло решение о реформировании системы профессионального образования и создание всех условий для подготовки учебными заведениями специалистов-практиков. Для этого было разработано две основных образовательных программы: базового и повышенного уровня среднего профессионального образования. При этом повышенный уровень, по сравнению с базовым, подразумевает углубленную подготовку специалиста (соответственно, срок обучения на повышенном уровне на 1 год больше, чем на базовом).
Появились учебные заведения нового типа (профессиональные лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища, центры непрерывного обучения и т.д.), которые отличаются от старых, прежде всего, другой формой организации обучения. Помимо традиционных уроков, лекций и факультативных занятий профессиональные учебные заведения нового типа активно практикуют лабораторные работы, семинарские и практические занятия, тематические экскурсии, дипломное проектирование и производственную практику.
На данный момент система профессионального образования в России стоит на пороге нового реформирования с учетом современных социально-экономических тенденций. Однако базовые основы профессионального образования остаются неизменными: подготовка квалифицированных специалистов востребованных на рынке труда профессий, способных чутко реагировать на все инновации и самосовершенствоваться.