Сегодня, 3 декабря 2014 года, свыше шестисот тысяч учащихся одиннадцатых классов из восьмидесяти пяти субъектов РФ, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами территории России, в первый раз за 5 лет пишут итоговое сочинение в новом формате. Для детей-инвалидов, учеников с ограниченными возможностями здоровья, а также для тех, кто обучается в спецучреждениях закрытого типа, на дому или проходит лечение в санаторно-курортных организациях, возможно написание изложения.
Рособрнадзором в рамках подготовки к данному виду экзаменационной работы были разработаны критерии оценивания, проведён семинар всероссийского уровня, где обсуждались все важные моменты, касающиеся регламента проведения сочинения, направлены в регионы методические материалы. Кроме того, была осуществлена и апробация данного испытания.
Отдельные комплекты тем, разработанные для каждого часового пояса, по закрытым каналам связи поступили в региональные центры обработки информации субъектов РФ за тридцать минут до начала проведения экзамена. Вся информация о темах была опубликована на веб-сайте ФИПИ и официальном портале Единого госэкзамена за пятнадцать минут до установленного регламентом начала испытания.
Первыми стали известны темы, предназначенные для учащихся Дальневосточного и Сибирского ФО. В частности, Приморский край получил следующий комплект:
- «Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)»;
- «Почему тема войны не уходит из литературы?»;
- «Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?»;
- «Какую жизнь можно считать прожитой не зря?»;
- «Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?».
Комплект тем для Центрального ФО выглядел так:
- «Чем творчество Лермонтова может быть интересно читателю, по одному из произведений»;
- «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс»;
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (По творчеству советской поэтессы Юлии Друниной);
- «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»;
- «Что важнее: любить или быть любимым?».
Для написания сочинения ученикам выдавались специальные бланки. Продолжительность работы над сочинением, в которую не включалось время, предназначенное для подготовительных мероприятий, составила 3 часа 55 минут. Рекомендуемый объём – 350 слов. Оцениваться письменный экзамен будет по системе «зачёт/незачёт». Для тех, кто не справится с работой с первого раза, установлены дополнительные даты для пересдачи: 4 февраля и 6 мая следующего года.
Стоит напомнить, что для выпускников школ текущего года прохождение данного испытания обязательно, поскольку сочинение является допуском к итоговой госаттестации. Выпускники же прошлых лет, а также получающие среднее общее образования в учреждениях СПО имеют право писать сочинение по желанию с целью получения дополнительных баллов в случае поступления в учебные заведения высшего образования.