Проведение полномасштабной реформы, запланированной Министерством образования, включает реорганизацию «дополнительного образования», т.е. той части учебного процесса, который выходит за рамки школьной программы. Секции, кружки, факультативы и ряд других форм дополнительного образования школьников не только помогают углубленно изучить предмет, но и вызывают у детей неподдельный интерес.
Тяжелое наследие прошлого?
Во времена СССР кружки и Дворцы пионеров помогли многим известным специалистам получить путевку в жизнь. Занятия в них были бесплатными, а знания, которые там давали специалисты, невозможно было получить в рамках школьных занятий.
Постсоветское время ознаменовалось резким ухудшением ситуации с дополнительным образованием. Финансов на него выделялось все меньше, многие занятия стали платными. Хотя с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон, поднявший обеспечение дополнительного образования с муниципального на региональный уровень, в принципе ничего не изменилось, ведь механизмов реального финансирования в законе просто нет.
«Изменить нельзя реформировать»
Итак, согласно закону перечислять региональные деньги на дополнительное образование никто не обязан. Вероятно, у министерства образования есть другие планы? По словам замминистра образования Вениамина Каганова, раз дополнительное образование в РФ доказало свою неэффективность, его следует кардинально реформировать.
Предлагаются как минимум две «революционные» идеи: увеличить зарплату педагогов, занятых в дополнительном образовании, до средней по экономике и внедрить нормативно-подушевое финансирование, уже принятое, например, в школах. Тем не менее, эти нововведения вызывают резонную критику. Например, в кружках обычно работают совместители - как назначить им соответствующую зарплату? Наиболее перспективные кружки для математически одаренных детей привлекают очень мало ребят, следовательно, деньги государства в них не пойдут, зато они будут выделяться кружкам кройки и шитья, спрос на которые традиционно высок.
Кстати, сегодня около 80 процентов школьников РФ оказываются после школы на улице, так как им нечем заняться. При этом содержание ребенка в колонии обходится российскому государству в 120 тыс. руб. в год, а дополнительное образование такого же ребенка – всего 5-7 тыс. руб.