Комиссия Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия выступила с предложением изменить концепцию преподавания такой дисциплины, как литература. Представители палаты предлагают разработать новую линейку стилистически выверенных учебников по литературе, свободных от двойных стандартов.
По словам председателя Павла Пожигайло, помимо эстетического удовольствия, основным критерием в новой концепции станет воспитательная цель литературы, произведения которой будут способствовать формированию у учащихся нравственных и моральных ценностей. На выходе из школы ученики должны уметь осознавать, что есть добро и зло, что под собой подразумевают такие понятия, как совесть, свобода, правда, патриотизм, любовь. Сформированные представления об этих ценностях помогут выпускникам в будущем верно определять отношение к детям, семье, старикам. Учитель же может только аккуратно, без давления направлять своих подопечных в нужное русло размышлений, не ущемляя свободы ещё неокрепших душ. Иными словами, задача новой системы преподавания литературы – формирование хорошего человека.
П. Пожигайло заявил также, что данные действия – это первая попытка в истории современной России провести систематизацию преподавания литературы, поскольку до 1917 года существовал только такой предмет, как «словесность», в советские времена учебники были излишне идеологизированы, а в период перестройки никакой чёткой системы не было вообще.
Процесс создания единого учебника по литературе, как и в случае с подобным учебным пособием по истории, будет осуществляться в несколько этапов. В первую очередь запланирована разработка концепции, которая будет представлена на обсуждение уже 15 мая членам Минобрнауки, депутатам Госдумы и представителям СФ из различных профильных комитетов. Далее пройдёт разработка учебной программы, которая станет основой написания учебного пособия, а заключительным этапом будет работа над созданием самой серии учебников.