Ваш город:

Особенности формирования зарплаты педагогов

18 февр. 2015 г.
6
17289

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №11 от 24 декабря 2014 г.), что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

Особенности формирования зарплаты педагогов

В текущем 2015 году оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(протокол №11 от 24 декабря 2014 г.). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты упомянутых "Рекомендаций", что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году

  1. Заработная плата зависит от квалификации и объема работ без ограничения максимально допустимым размером. Например, молодой специалист, работающий на полную ставку, получит в среднем 12-15 тыс. руб., а зарплата педагога с квалификационными надбавками в зависимости от педагогического стажа может достигать 40 тыс. руб.
  2. Рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства.
  3. Труд педагога оплачивается соответственно трудовым затратам человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий. Любые личностные предпочтения руководителей касаемо персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.

Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом. Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как: размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.

Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж). Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений. Зарплата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).

Алгоритм формирования зарплаты педагогов

Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.

Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:

  • описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
  • фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);

Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).

Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.

Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство

Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога также могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом. Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера зарплаты). Учтите, что пункт документа содержит словосочетание «письменные работы» (то есть имеются в виду все виды работ, а не только проверка тетрадей).

Формирование выплат по результатам труда

Рекомендации гласят, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других правовых документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.

Оценка эффективности работы должна исходить из таких принципов:

  • объективность (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
  • предсказуемость (специалист должен точно знать какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
  • адекватность (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
  • своевременность;
  • прозрачность (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются: специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда. Неактуальные критерии использовать запрещается.

Условия изменения заработной платы могут изменяться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей зарплаты) нельзя.

Формирование заработной платы – актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. «Рекомендации…» содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касаемо формирования зарплаты, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину зарплаты.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
352
Уроки труда в школа РФ
С 1 сентября 2024 года в российских школах будут введены уроки семьеведения и труда. В свою очередь, представители Общественной палаты предложили для ..
Об уроках семьеведения, труда и хорового пения в школах РФ
16 апр. 2024 г.
4
867
Урок в российской школе
Минпросвещения РФ намерено увеличить число уроков истории в 5-8-х классах, а обществознание исключить из программы 6-8-х классов. В свою очередь, Росо..
Об увеличении уроков истории, сокращении обществознания и ревизии контрольных работ в школах РФ
15 апр. 2024 г.
0
1377
Комментарии
Елена
Гость
12 авг. 2015 г., 8:25

Когда учителю будут доплачивать за стаж? Я работаю в сельской школе. Детей мало. Классов параллелей нет. Часов еле набирается на ставку и то не у всех. Считаю, что должны обязательно доплачивать за стаж.

Геннадий
Гость
19 дек. 2015 г., 11:13

Вы думаете, что кроме нас смертных, вас кто-нибудь читает?
Пишите в "Единый Народный Фронт"

Лариса
Гость
21 авг. 2015 г., 14:46

Проблема еще в том, что каждая администрация - региона, района и т.д., по своему воспринимает те самые РЕКОМЕНДАЦИИ. В результате до учителя и воспитателя часть денег не дойдет, особенно когда начинает делиться фонд стимулирующих выплат. Все кушать хотят хлеб с маслом и икрой.

Гела
Гость
27 авг. 2015 г., 18:50

У нас администрация премии платит только себе, своим родственникам, которые устроены в детском саду. Вообщем то, что конкретно положено по закону, то платится. А премии, стимулирующие, отданные на усмотрение администрации, в основном делятся между собой и приближёнными.

Елена
Гость
9 сент. 2015 г., 23:23

У нас так: нагрузка, от которой зависит заработная плата, распределяется по принципу: нравишься администрации или нет. У кого-то зарплата огромная, у кого-то мизерная. С премиями то же самое. Идея стимулирующего фонда хорошая, но только не учли того, что директора сейчас сами себе господа. Доходит до безобразия. Почти в каждом образовательном учреждении работает директор и его семья. У нас жена директора - финансовый директор. Что происходит с бюджетными деньгами, большой вопрос. А учителя сегодня - это дешевая рабочая сила, почти рабы. И на директоров сейчас никто не жалуется, потому что в управлении образования и департаменте они всегда договорятся. К тому же им обязательно назовут имена тех, кто жалуется. И больше недовольные не только в этом учреждении, но и в образовании работать не будут. Я знаю директора одной московской гимназии, которая отдыхает всей семьей в Довиле, Калифорнии, имеет дорогую недвижимость в центре Москвы, очень дорогой загородный дом. Наверное, подумаете, что ее муж или сын олигархи. Ничего подобного! Мужа у нее нет, сын точно не бизнесмен. Зато ходит множество слухов по району, где гимназия расположена, об источниках благосостояния этой дамы. И был такой в Москве директор школы по фамилии Петров, кажется, который владел загородным домом стоимостью 22 млн долларов. Об этом много писали в газетах, а потом он исчез, и писать перестали. Бесконтрольность директоров учебных заведений, безнаказанность и вседозволенность - это черта современного образования

Татьяна
Гость
7 окт. 2015 г., 23:15

Зарплата уменьшилась почти у всех, кроме жены директора. Стимулирующей части нет вообще. Ответ один - нет денег. Доплачивают за какую-то часто никому не нужную. работу. Зарплату начисляют по количеству учеников. Ученик стоит 3 рубля за урок. Начисляет какая-то программа у бухгалтера, на нее все и сваливают. Концов не найдешь. А президенту врут чиновники, что у нас зарплата большая!

Валентина
Гость
30 окт. 2015 г., 15:12

Здравствуйте, Татьяна! Мы столкнулись с такой же проблемой. Сегодня мне объявили, что за 21 час педнагрузки я буду получать 3 тыс. Стимулирующего тоже нет. Что делать?! Посоветуйте, как поступили вы.

екатерина
Гость
8 нояб. 2015 г., 23:15

все верно!!! Допускаются личностные предпочтения руководителей в оплате труда педагогов. Надо объединяться и писать об этих проблемах на сайт президента.

иван
Гость
24 дек. 2015 г., 19:12

Пишите в прокуратуру на этих козл( ов, их. ). И пусть их проверяют, если замнут так хоть нервы им подпортите.

Оставить свой комментарий

Ваш город: