В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №11 от 24 декабря 2014 г.), что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.
В текущем 2015 году оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(протокол №11 от 24 декабря 2014 г.). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.
В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты упомянутых "Рекомендаций", что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.
Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году
-
- Рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства.
- Труд педагога оплачивается соответственно трудовым затратам человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий. Любые личностные предпочтения руководителей касаемо персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.
Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом. Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как: размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.
Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж). Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений. Зарплата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).
Алгоритм формирования зарплаты педагогов
Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.
Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы. Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).
Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:
- описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
- фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);
Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).
Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.
Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство
Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога также могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом. Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера зарплаты). Учтите, что пункт документа содержит словосочетание «письменные работы» (то есть имеются в виду все виды работ, а не только проверка тетрадей).
Формирование выплат по результатам труда
Рекомендации гласят, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других правовых документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.
Оценка эффективности работы должна исходить из таких принципов:
- объективность (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
- предсказуемость (специалист должен точно знать какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
- адекватность (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
- своевременность;
- прозрачность (доступность и понятность правил).
Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются: специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда. Неактуальные критерии использовать запрещается.
Условия изменения заработной платы могут изменяться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.
В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей зарплаты) нельзя.
Формирование заработной платы – актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. «Рекомендации…» содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касаемо формирования зарплаты, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину зарплаты.