Ваш город:

Тестолог (специалист в области педагогических измерений)

29 окт. 2019 г.
0
352

Тестирование – неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса. Количественное или качественное измерение (тестирование) позволяет узнать, насколько хорошо ученик освоил материал, соответствует ли программа обучения условиям времени, заслужено ли сотрудник занимает свою должность.

Тестолог (специалист в области педагогических измерений)

Правда иногда, с виду простой и незамысловатый по форме вопрос с несколькими вариантами ответов или картинка с непонятным изображением, вызывают сомнения относительно эффективности такого испытания, как и подхода к его составлению. И тогда помимо воли возникает вопрос: а кто занимается разработкой и составлением тестов? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

Кто такой тестолог?

Тестолог (специалист в области педагогических измерений) – высококвалифицированный специалист, который разрабатывает, составляет и проводит тестовые испытания.

Система измерений укоренилась во многих отраслях еще много лет назад. Несмотря на привычную для современного поколения форму тестирования, оценку совокупности определенных характеристик объекта проводили много лет назад, хотя она имела несколько иной формат и название.

В образовании, например, оценивать достижения обучающихся начали в первой половине 20 столетия. Сначала измерения использовали для определения уровня знаний обучаемых, затем – для оценки качества работы педагогов. Тестирование времен Советского Союза проводилось в формате «вопрос-ответ», при котором учащиеся должны были в устной форме полностью раскрыть тему. В то время для проверки качества знаний применялся устный или письменный экзамен, а на промежуточных этапах – контрольные работы по отдельным темам.

С начала 2000-х годов, в российскую систему образования начали постепенно внедряться письменные тесты с множественными вариантами ответов, к которым так привыкли нынешние школьники, студенты и даже специалисты различных профессий, проходящие курсы повышения квалификации или оценку профпригодности. Отметим, что промежуточное тестирование позволяет выявить пробелы в знаниях, а итоговое – оценить достижения и способности тестируемого.

При большом разнообразии методов и способов тестирования специалист в области педагогических измерений должен овладеть многими навыками. В том числе он должен:

  • знать теорию и практику тестологии;
  • в совершенстве владеть компьютерными программами, которые используются в разработке тестовых заданий;
  • уметь определять наиболее приемлемый способ проведения тестового испытания в зависимости от условий и т.д.

К основным обязанностям тестолога относятся:

  • разработка, анализ эффективности, внедрение и применение тестовых материалов;
  • организация внедрения и применения современных методов и способов разработки и проведения тестов, включая новые технологии, информационные продукты мониторинга, а также осуществление контроля над поддержанием их эффективности;
  • предоставление консалтинговых услуг по разработке тестовых продуктов;
  • проведение экспертизы образовательных программ;
  • организация проведения тестовых испытаний, контроль над соблюдением установленного порядка и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать тестолог?

Чтобы профессионально оценивать знания других и работать над составлением тестовых заданий, специалист должен сам в совершенстве владеть большим объемом информации по разным дисциплинам. Конечно, в большинстве своем тесты составляются при помощи компьютерных программ, и у тестолога всегда есть возможность воспользоваться «подсказками» машины.

Но иногда возникает необходимость выявить уровень специальных возможностей тестируемого. И в этом случае рассчитывать только на компьютерную программу, которая не умеет «думать» как человек, не стоит. Например, для составления теста на внимательность у водителя или ребенка необходимо учитывать возрастные особенности взрослого и ребенка, род деятельности, цели проведения проверки. А для этого необходимо обладать знаниями в области психологии.

Кроме знаний специалисту по составлению тестов в работе пригодится:

  • логическое мышление;
  • дисциплинированность;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • пунктуальность.

Тестолог должен обладать высоким чувством ответственности и понимать, что от результатов его работы зависит не только итоговая оценка знаний, но и успешная работа экзаменуемых во всех сферах. Нужно помнить, что тестологи иногда проверяют не только качество знаний у людей, но и разрабатывают программы для проведения испытаний сложной техники, а это уже – вопрос безопасности людей.

Преимущества профессии тестолог

С учетом возрастающей тенденции внедрения компьютерных технологий в педагогику, можно без колебаний выделить основное преимущество профессии тестолог – отсутствие недостатка рабочих мест.

Кроме того, поскольку тестология тесно связана с еще одним перспективным направлением – социологией, где также можно найти достойное применение своим знаниям, составитель тестов всегда сможет сменить сферу деятельности в случае утраты интереса к своей специализации. При этом он может найти применение своим знаниям в педагогике или в частной компании, где требуется создание системы контроля с применением компьютерных технологий.

Статистика показывает, что вопрос трудоустройства молодых специалистов практически не волнует. Их доля занятости на рынке труда уже сейчас составляет 83,3%, а с учетом того, что тестолог – профессия будущего, шансы на увеличение спроса возрастут, как и средний уровень заработной платы, который сейчас составляет 33 000 рублей.

Недостатки профессии тестолог

Недостатки в развитии психодиагностики и систем педагогических измерений прошлых лет в значительной степени «подорвали репутацию» тестологии, и это – основная проблема в работе тестолога. Сложнее всего восстановить авторитет экспертной деятельности, подорванной некогда дилетантами и коммерсантами. Последние, если и работали по методикам, то существенно искажали результаты тестирования в угоду увеличения собственной прибыли. Поэтому в начале трудовой деятельности тестологу предстоит зарабатывать авторитет и доверие заказчика, доказывать, что он действительно является экспертом в области интеллектуальных и психологических измерений.

С этим связаны большие затраты времени на работу при относительно невысоком уровне доходов, а также значительные умственные нагрузки, которые нередко приводят к стрессам.

Где можно получить профессию тестолог?

Профессия входит в программу дополнительного образования. То есть, чтобы стать тестологом, кандидат должен иметь высшее педагогическое образование. В рамках программы переподготовки он будет изучать:

  • измерения в образовании;
  • основы математического измерения;
  • математико-статистические методы в педагогических измерениях;
  • психологическое тестирование;
  • педагогические измерения в системе управления качеством образования;
  • теоретические основы педагогических измерений;
  • педагогику и психологию.

Обучение специалистов в области педагогических измерений проводится в таких российских университетах, как:

Стоит отметить, что программы подготовки достаточно разнообразны, поэтому будущий тестолог сможет выбрать наиболее интересное направление.


Источники изображений: myownconference.ru, academy.ru, school1-kushva.blogspot.com, 100ct.by

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Запись на дистанционное обучение

Новости образования
Опубликован XI Национальный рейтинг университетов
Сегодня международная информационная группа «Интерфакс» опубликовала XI Национальный рейтинг университетов, который составляется ежегодно. В рамках пр..
Опубликован XI Национальный рейтинг университетов
30 июл. 2020 г.
0
1282
В Минпросвещения РФ предложили отменить обязательный ЕГЭ по иностранному языку
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект приказа Министерства просвещения РФ, согласно которому иностранный язык иск..
В Минпросвещения РФ предложили отменить обязательный ЕГЭ по иностранному языку
30 июл. 2020 г.
0
1943
С. Кравцов определил направления работы в системе образования на новый учебный год
Глава министерства просвещения Росси Сергей Кравцов сегодня обсудил с представителями региональных образовательных ведомств итоги прошедшего года и ос..
С. Кравцов определил направления работы в системе образования на новый учебный год
29 июл. 2020 г.
1
5278
Оставить свой комментарий

Ваш город: