Согласно исследованиям ученых из Российской академии образования, проанализировавших систему образования России, доставшуюся ей в наследство от Советского Союза, и изучившим влияние на нее последних реформ, современные российские школы уничтожают детскую креативность и способность детей к командной работе.

На основе этих исследований был составлен доклад Всемирного банка реконструкций и развития, который может кардинально изменить устоявшееся мнение о том, что советское образование было самым лучшим в мире.
Результаты исследований российских ученых показали, что ученики третьих классов российских школ демонстрируют лучшие результаты в мире. Семиклассники также показывают результаты выше среднего по сравнению с другими странами. Однако по мере взросления показатели значительно снижаются, поэтому выпускники российских школ показывают намного более низкие результаты, чем их сверстники из развитых стран.
Российская система образования с точки зрения доклада Всемирного банка
Если говорить о результатах исследований более предметно, то российская система образования выглядит следующим образом:
- Частные и государственные затраты на образование составляют 5,1% ВВП.
- На сегодняшний день в системе образования России работает 53 тысячи школ, в которых работают около 1,3 млн учителей и получают образование около 13 млн детей.
- Каждый из 83 регионов России самостоятельно отвечает за предоставление образовательных услуг.
- До начала образовательной реформы в ВУЗах столицы обучалось только 25% студентов из регионов страны. После введения единого государственного экзамена этот показатель увеличился на 15-20%.
- До последнего времени в России не практиковалась централизованная система аттестации школьников. Каждое высшее учебное заведение проводило собственные вступительные экзамены. Из-за этого многие абитуриенты из малообеспеченных семей оказывали в неравных условиях с детьми из более состоятельных семей.
- Российская система оценки знаний учеников существенно отличается от европейской: преподаватели используют оценки исключительно для того, чтобы выявить отстающих учеников, и информировать об этом их родителей. Кроме того, в России до сих пор не разработана система, позволяющая оценивать индивидуальные особенности детей, а учителя не контролируют неакадемические, но очень важные для развития детей навыки - способность к командной работе, творческое мышление и т.д.
- Российские школьники достаточно хорошо выполняют типовые задания, однако при решении реальных проблем показывают низкие результаты.
- В 2000 года[ в России началась масштабная реформа оценки знаний учащихся. Речь идет, в первую очередь, о введении ЕГЭ. На это в период с 2006 по 2010 года было потрачено более 2 млрд рублей.
Необходимо отметить, что, несмотря на постоянные скандалы, связанные с ЕГЭ, Всемирный банк реконструкций и развития достаточно позитивно оценил эту реформу.