В ходе заседания комитета Госдумы по образованию и науке в минувшую пятницу его председатель Вячеслав Никонов заявил, что в нашей стране далеко «не всем обеспечивается конституционное право на обучение родному языку». Кроме того, «не ведётся подготовка преподавателей родного языка, есть сложности в разработке стандартов, проблемы с экспертизой готовых учебников".
В последнее десятилетие в многонациональной России, где используется 227 языков её народов, сложилась парадоксальная ситуация: учебники существуют только для пяти языков, а примерные основные программы – только для 13. При этом экспертиза готовых учебных пособий стоит таких больших денег, что печатать тираж просто невыгодно, а учёт в таких учебниках потребностей детей с ОВЗ (например, увеличенный шрифт или иные формы подачи материала) даже не обсуждался.
Кроме того, возникали ситуации, когда в ущемлённом положении оказывался русский язык. К примеру, его изучение предполагалось только в обязательной части школьной программы, в то время как родной язык мог быть и в обязательной, и в вариативной. Согласия родителей на то, хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал неродной язык, не спрашивали, поскольку такой язык преподавался или как иностранный, или как родной – выбора не было. В Госдуме подчеркнули, что вряд ли такое положение дел можно назвать заботой о сохранении языков.
На заседании отметили, что, к примеру, в Якутии число школьников, которые изучают родной язык, сократилось на 10%. При этом именно этот регион сегодня единственный, где сохранился Научно-исследовательский Институт национальных школ. При поступлении в вузы на специальности, которые связаны с родными языками, знания этих языков практически не учитывается: отметка в аттестате по родному языку никакого веса не имеет, и достаточно только трёх ЕГЭ.
Парламентарии, пытаясь решить возникшую проблему, приняли проект закона о поправках по поводу изучения родных языков в первом чтении.
Об изменениях рассказал В. Никонов: «Первое: не предполагается переноса изучения родных языков в факультативную часть программы. Второе: появится возможность выбрать в качестве родного языка русский. Третье: родители по заявлению смогут выбирать язык при поступлении в 1 или 5 классы. А гарантии обучения на родном языке будут прописаны».
Что же касается Министерства просвещения, то оно на текущий момент готовит для школы новые стандарты, в которых данные изменения будут учтены. Андрей Петров, глава департамента госполитики ведомства, отметил, что рабочая группа, созданная из представителей региональных ведомств, контрольно-надзорных организаций, школьных учителей и учёных, под его руководством уже изучает все поступившие предложения.
Депутаты же обратились к российскому правительству с инициативой об открытии фонда поддержки изучения родных языков «с серьёзным финансированием» и предложением о разработке концепции преподавания родных языков. Также парламентарии рекомендовали предусмотреть в бюджете расходы на создание соответствующих учебников.