Ваш город:

В России займутся разработкой концепции экологического образования

3 мая 2019 г.
2
664

По итогам встречи с участниками Всероссийского экологического форума «Чистая страна» Дмитрий Медведев, глава российского правительства, дал ряд поручений, одно из которых касается создания концепции экологического образования в РФ.

В России займутся разработкой концепции экологического образования
В России займутся разработкой концепции экологического образования / https://tecnico.ulisboa.pt/

В соответствии с перечнем поручений, размещённом на портале кабмина, Минпросвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ должны до 1 июля текущего года представить в Правительство России предложения по концепции экологического образования.

Как сообщили в пресс-службе правительства РФ, в ходе состоявшегося 23 апреля 2019 года Всероссийского экологического форума «Чистая страна» выступил доцент Волгоградского технического госуниверситета, глава Волгоградского отделения межрегиональной экологической общественной организации ЭКА Роман Потоловский, с заявлением о том, что существует большой запрос на экологическое образование.

Эксперт, в частности, отметил: «Работая в школе, разговаривая с учителями, мы видим, что нет единой концепции непрерывного экологического междисциплинарного образования. В первом классе – через природоведение, дальше – физика, химия. Но нет единой прослеживаемой тропинки. Например, рассказывают про батарейку – физика батарейки, химия, но не рассказывают о том, как она в дальнейшем повлияет на экологию. Так же и по остальным дисциплинам».

Р. Потоловский попросил главу кабмина дать поручение в части разработки концепции. По его мнению, она даст «стимул к другим экологическим инициативам, в том числе о продвижении практики раздельного сбора отходов среди населения».

Д. Медведев согласился с мнением эксперта относительно того, что «мы смотрим на предмет с разных сторон, не понимая, каковы, например, экологические последствия той или иной программы и проекта», и предложил Минпросвещения РФ «…подготовить концепцию и, может быть, единый комплексный курс такого рода экологического воспитания. Причём он должен быть рассчитан на несколько лет, потому что дети растут, развиваются, надо смотреть, кто к чему готов».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
135
Уроки труда в школа РФ
С 1 сентября 2024 года в российских школах будут введены уроки семьеведения и труда. В свою очередь, представители Общественной палаты предложили для ..
Об уроках семьеведения, труда и хорового пения в школах РФ
16 апр. 2024 г.
4
637
Урок в российской школе
Минпросвещения РФ намерено увеличить число уроков истории в 5-8-х классах, а обществознание исключить из программы 6-8-х классов. В свою очередь, Росо..
Об увеличении уроков истории, сокращении обществознания и ревизии контрольных работ в школах РФ
15 апр. 2024 г.
0
1103
Комментарии
Александр Панов
Гость
6 мая 2019 г., 7:28

«…нет единой концепции непрерывного экологического междисциплинарного образования….». «…подготовить концепцию и, может быть, единый комплексный курс такого рода экологического воспитания. Причём он должен быть рассчитан на несколько лет…». О чём говорим?
__ 1. О понятии «учебный курс». В ст. 2 п. 9) 273-ФЗ говорится: «…образовательная программа – комплекс… который представлен в виде…рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)…». В системе общего образования доминирует организации содержания образования в форме учебных/воспитывающих предметов. В отечественной педагогике разработана теория у/в предметов (И.Я. Лернер, И.К. Журавлёв, Л.Я. Зорина и др.); в системах СПО/ВПО доминантно используется понятие «дисциплина». Есть ещё понятие «спецкурс». Спецкурс – это специальный учебный предмет (по содержанию, по продолжительности, по правилу выбора). Есть понятия «элективный курс»/«факультативный курс». Элективный/факультативный курс – это учебный предмет, имеющий правила выбора. Понятие «курс» применяется в образовании на разговорном уровне. В системе общего образования общим понятием является понятие «учебного» (типа математики)/ «воспитывающего» (типа литературы) предмета. Различение у/в предметов происходит на основе доминирования в них содержания обучения/содержания воспитания.
__ 2. О каком типе учебного предмета идёт речь? Существуют обязательные, элективные и факультативные у/в предметы. Для изменения состава федеральных обязательных у/в предметов требуется изменение ФГОС (компетенция МП РФ), для инициирования включения у/в предметов типа «Экология» в состав элективных и факультативных у/в на уровне школ предметов достаточно рекомендаций МП РФ. Указание типа предмета определяет его место в учебном плане, его функциональное назначение.
__ 3. Что значит «комплексный курс» (точнее комплексный у/в предмет)? __1) Есть интегрированные у/в предметы. Как известно, в науке/образовании идут противоположно направленные процессы дифференциации/интеграции знания (см. классификацию знания Ампера, Богданова, Кедрова и др.). Например, естествознание в настоящее время считается интегрированным учебным предметом, а физика, химия, биология просто учебными предметами, хотя тоже интегрированы из предметов меньшей степени общности. Интеграция, как правило, ведет к исключению интегрируемых у/в предметов. __2) Если речь идёт о «…концепции непрерывного экологического междисциплинарного образования…», то «комплексный курс» - это, может быть, межпредметный (междисциплинарный) курс как форма реализации общепредметного экологического содержания, представленного в географии, биологии, физике, химии, обществознании и других у/в предметах. При построении межпредметных программ/ курсов (точнее у/в предметов) предметов исходные предметы, как правило, сохраняются. Например, при введении у/в предмета экология в начальной школе сохранится литературное чтение, окружающий мир и другие у/в предметы «поделившиеся» экологическим содержанием. Таким образом, в 40-х годах прошлого века вводился у/в предмет «Логика». В итоге пришли к выводу, что логика компенсируется другими предметами функционально полного набора у/в предметов, входящих в состав общего образования. Подобная процедура приводит к дублированию содержания обучения/воспитания.

Александр Панов
Гость
6 мая 2019 г., 7:29

__ 4. Будет ли «единый комплексный курс» входить в состав федеральных обязательных у/в предметов? В состав федеральных обязательных у/в предметов начального и основного общего образования «Экология» и подобные у/в предметы не входят (см. ФГОС НОО, приказ МОиН РФ от 6.10.2009 № 373 в ред. от 18 мая 2015 № 507; ФГОС ООО, приказ МОиН РФ от 17.12.2010 г. N 1897). В соответствии с п. 18.3.1. ФГОС СОО (приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413) в учебный план СОО входит учебный/воспитывающий предмет "Экология" (базовый уровень). Введение у/в предметов типа «Экология» на уровне НОО/ООО нецелесообразно в соответствии с принципом компенсации одних у/в предметов другими.
__ 5. В соответствии с действующими ФГОС в структуре ООП: а) НОО предусматривается наличие «программы формирования экологической культуры»; ООО содержится «программа воспитания и социализации…», которая должна быть направлена на «...формирование экологической культуры»; В СОО программа воспитания и социализации «должна содержать… планируемые результаты по… формированию… экологически целесообразного образа жизни» (ФГОС СОО Сп.18.2.3). То есть в действующих ФГОС экологическое воспитание обозначено, но обязательность подпрограммы «Экологическое воспитание» и ее содержание в программе воспитания школы имеет высокий уровень неопределенности.
__ 6. Что такое «…единая концепция?» Единая в значении «единственная» или в значении «общая для всех»? Общая для всех, не обязательно единственная. Если, единый комплексный курс, единое непрерывное экологическое междисциплинарное образование – это однозначно в значении «общее для всех». Видимо речь идёт об единственной концепции экологического образования в системе общего образования РФ.
__ 7. Вопросы экологического образования необходимо решить/определить/установить готовящейся второй версии ФГОС, а не в перманентных концепциях и курсах.
__ 8. Система экологического образования в школе, представленная во ФГОС, может/должна включать.
1) экологическую направленность изучения федеральных и школьных обязательных у/в предметов;
2) разработку и реализацию межпредметной программы «экология» как формы представления общепредметного экологического содержания общего образования;
3) разработка и внедрения элективных у/в предметов экологической направленности на уровнях: а) РФ; б) субъекты РФ; в) муниципалитеты; г) школы;
4) разработка и внедрения факультативных у/в предметов экологической направленности на уровнях: а) РФ; б) субъекты РФ; в) муниципалитеты; г) школы;
5) разработка и реализация системы экологических исследований с 1 по 11 класс (объекты, темы, средства, методы, продукты);
6) разработка и реализации системы экологических экскурсий с 1 по 11 классы (объекты, темы, продукты);
7) разработка и реализация парциальной (целевой) программы экологического воспитания с 1 по 11 класс.
8) разработка и внедрение сквозной тематики 40-50 классных часов с 1 по 11 класс с учётом возрастных особенностей детей и окружающей среды как ведущей формы реализации парциальной (целевой) программы экологического воспитания;
9) разработка и внедрение системы экологических проектов с 1 по 11 класс (объекты, темы, средства, методы, продукты) как способа реализации парциальной (целевой) программы экологического воспитания.
10) Разработка и реализации системы экологического просвещения как средовой формы организации содержания экологического образования (постоянные и переменные зрительные ряды, внутришкольные экологические издания и т.п.).

Оставить свой комментарий

Ваш город: