Несмотря на планы преобразования российского ВУЗовского образования, ряд экспертов считает их уже устаревшими. Общие принципы современного образования в РФ были внедрены еще в 1939 году, а крупномасштабные перемены, произведенные в 90-х практически не затронули его ядро.
По результатам исследования, проведенного Институтом развития образования, российские ВУЗы не являются современными, а только считаются таковым, на 70% копируя довоенную модель, в то время как в мире произошли существенные изменения.
В приоритете узкие специалисты
Согласно современным трендам в производстве и прикладной науке, профессиональным учебным заведениям выгоднее подготовка узких специалистов, готовых к быстрой переподготовке и способных к деятельности в междисциплинарных группах. Решить задачу их подготовки может только гибкая модель образования, которая в России отсутствует. Кроме того, учебное оборудование отечественных ВУЗов отстало от жизни так же безнадежно, как и система образования.
Из-за несоответствия отечественного профобразования современным реалиям, выпускники ВУЗов не могут работать с современными технологиями, тем более, перейти на новейшие. В этом свете вхождение ряда ВУЗов России в сотню сильнейших образовательных учреждений мира практически ничего не меняет.
Государство бессильно в вопросах образования
По мнению одного из руководителей Агентства стратегических инициатив г-на Пескова, российское государство и образовательная система в целом не в силах изменить качество образования. В результате образование в РФ не только отстало от ведущих трендов, но и не соответствует даже тому, от чего в мире давно отказались. Например, в РФ принята модель компетенции, которая в мире заменена когнитивным путем развития.
А как за рубежом?
В развитых странах производство давно оперирует огромными базами данных сверхточными измерениями и цифровым моделированием. И это сказывается на каждом уровне образования. Так, в Великобритании вместо выпиливания лобзиком школьники занимаются промышленным дизайном, а в старших классах ученики прослушивают вузовские курсы, которые засчитываются им после поступления в университет. В российских ВУЗах только планируется реализовать около 20% программ образования в режиме онлайн, а при выдаче дипломов засчитывать сертификаты дистанционного образования.