Постоянное соревнование, гонка за стандартами, «крысиные бега», все это постепенно уничтожает систему образования, которая годами доводилась до идеала стараниями лучших умов планеты.
Отец финской школьной системы образования - ученый Паси Сальберг (Pasi Sahlberg), беспощадно критикует современную систему обучения в школе. 29 ноября он выступил со смелым докладом в Таллиннском университете, в котором сравнил школьную систему со смертельным вирусом ВИЧ.
Тенденция разложения зародилась еще в далеких 80-х. Первыми симптомами заражения стали постоянные тестирования школьников, соревнования между учебными заведениями и хромающая автономность школ. Учебные заведения постепенно превращались в ориентированные на бизнес скопища коррумпированных и предвзятых учителей, которые не желали оценивать знания без финансовых вливаний в собственные кошельки.
Сегодня образование - это гонка за лучшими. Слабые и средние пасут задних и это нормально, выживают исключительно сильнейшие… или хитрейшие. Расширение сети школ частного типа усугубляет ситуацию и без того печальную, - образование приходит в упадок и данная тенденция продолжает набирать обороты.
Паси Сальберг предлагает обратный подход к обучению — предоставить ученикам свободу и подчеркнуть, по возможности, их равенство. Образование не должно и не может работать в соответствие с законами современного бизнеса. Экономическая модель, которую применили в большинстве систем образования, терпит поражение на практике. Это подтверждают результаты теста PISA, на порядок ухудшающиеся из года в год. В Финляндии же, где системой образования занимается Сальберг, результаты, напротив, улучшаются.
Конечно, финская система образования не идеальна. Многие факторы влияют на нее, приводя к заметным ухудшениям и дисбалансу. Одним из таких факторов волна иммиграции, создавшая неравные условиях для учеников в некоторых финских школах. Школьникам из «дешевых» районов сложнее учиться, что приводит к снижению успеваемости. Финны с предубеждением относятся к мигрантам и стараются не брать их в свои школы, чтобы не ухудшить качество образования.
В Хельсинки данную проблему попробовали решить с помощью позитивной дискриминации: маленькие и слабые школы подкрепляются немалым бюджетом, классы уменьшаются, на работу приглашаются лучшие учителя. Таким образом, родители с удовольствием отправляют своих детей получать знания в учебные заведения такого типа.