Родители российских школьников, как правило, с завистью поглядывают на Запад, не смотря на то, что в школы России активно внедряют инновационные образовательные стандарты. В современных классах уже мало кого удивит интерактивная доска на стене, «продвинутый» компьютер на столе или электронный дневник в рюкзаке у школьника.
Но сравнивая московские школы и учебные заведения в Вене, удивляешься тому, что в столице Австрии творческие мастерские еще не заменили на «цифровые» классы, а вместо обучения за суперсовременными компьютерами дети на уроках труда учатся печь рождественские сладости.
Какие же они венские школы?
В австрийской столице население ежегодно увеличивается на 20000 человек. Город растет, появляются новые районы, в которых прежде всего строят образовательные кампусы, состоящие из детского садика и начальной школы. В кампусе находятся малыши от полугода до 10 лет. Дети старше этого возраста переходят в среднюю школу, а потом, если успеваемость находится на должном уровне, и в старшую.
В Австрии образование бесплатное, как и у нас, и в качестве преподавательского состава работают, в основном, тоже женщины. В Вене (впрочем, как и у нас) почему-то многие уверены, что работать учителем очень легко. И платят за 22 часа в неделю и три месяца в году, в переводе на рубли, сущие копейки. Все почему-то забывают, что, как и российским педагогам, австрийским приходится проверять дома контрольные и тетради, готовиться к следующим занятиям, заниматься составлением учебного плана…
В австрийском кампусе уроки продолжаются до полудня. Затем – кружки, секции и занятия в творческих мастерских. Примечательно, что педагог, почувствовав, что дети устали, может оборвать урок прямо посереди занятия и устроить перерыв.
Продленка в Вене, в отличие от школ Москвы, платная для семей с хорошим доходом. Если же зарплата родителей школьника очень маленькая, то они платят только за питание. Родителей не заставляют оплачивать учебники, охрану, уборку и ремонт школы, что, как известно, широко практикуется в России. В Австрии расходы школ полностью ложатся на плечи местных властей.
В венских школах и садиках есть одно правило, о котором московским жителям остается только мечтать – в детсадовских группах должно быть не больше 23 детей, а в классах – максимум 25. Но также, как и Москва, столица Австрии ощущает дефицит мест, как в школах, так и в детских садиках. Именно поэтому сегодня, строительство новых кампусов - самый волнующий вопрос для городских властей и родителей будущих школьников.