С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный стандарт для детских садов. Его разработка продолжалась на протяжении почти 6-ти месяцев, при этом после вынесения стандарта на общественное обсуждение к нему было предъявлено около 300 различных предложений и замечаний. В результате рассмотрения стандарта в Совете Министерства образования и науки РФ он был серьезно доработан.
По словам руководителя рабочей группы по разработке нового стандарта Александра Асмолова, дошкольное детство – это самоценный этап, на котором ребенка не оценивают, а именно ценят. При этом дошкольное образование необходимо рассматривать не только в качестве подготовки к школе, но и как институт индивидуализации и социализации.
Новый стандарт включает в себя три компонента требований: к содержанию дошкольной образовательной программы, к условиям её непосредственной реализации, а также к результатам её освоения детьми. Важно отметить, что последний компонент определяет те личностные качества, которые должны быть у ребенка развиты в конце дошкольного образования. Александр Асмолов выделяет такие качества, как уверенность в себе, инициативность, развитое воображение, самостоятельность, любознательность.
Новый стандарт дошкольного образования предполагает, что российские детские сады сами будут разрабатывать и утверждать свои образовательные программы. Вместе с тем, они обязаны будут учитывать примерные федеральные программы из реестра, доступного для всех желающих. При этом в детских садах не должно быть ни экзаменов, ни аттестаций, а основной акцент будет падать на развитие в игре, общении с другими детьми, воспитателями, родственниками и старшими товарищами.
Впервые в образовательной практике в стандарт вводится понятие развивающей среды, что подразумевает качественные изменения в российских яслях и детских садах. Развивающая среда предполагает наличие предметно-развивающего окружения ребенка, что призвано развивать любознательность и воображение малышей. Сегодня существуют проекты интерьеров, которые помогут превратить серые групповые комнаты, спроектированные в 70-е и 80-е годы в современные и красивые игровые уголки. Предлагается использовать в дошкольных образовательных учреждениях мебель-трансформер из современных материалов, которая позволит существенно сэкономить пространство и повысить функциональность каждого предмета мебели.
Сегодня уже вполне возможно реализовать некоторые положения стандарта. В частности, можно разделить комнаты на две зоны. Рабочая должна приучать малышей к порядку, в то время как игровая – быть максимально абстрактной. Кроме того, в групповой комнате должно также быть место, где ребенок может побыть один. Дизайнеры предлагают узкие и длинные коридоры разделять на цветовые зоны, чтобы зрительно уменьшить пространство, а также помочь детям ориентироваться.