Предложение Президента России Владимира Путина вернуться к системе зачета сочинений выпускников общеобразовательных школ при их поступлении в вузы, столкнулось с критической оценкой экспертов. Деятели образования полагают, что короткое время, прошедшее с момента отмены данной системы, существенно изменило образ мыслей выпускников, отвыкших от подобных заданий.
Члены рабочей группы, созданной Минобрнауки, тестируют сразу несколько новых видов сочинений. Эти виды находятся в свободном доступе в Интернете ввиду начала общественного обсуждения возможности возвращения экзаменационных сочинений выпускников.
Еще в конце 2013 года правительство получило от Владимира Путина поручение учитывать не только результаты ЕГЭ, но и результаты выпускных сочинений школьников при поступлении в высшие учебные заведения.
Сайт, на котором ведутся обсуждения различных подходов к возврату выпускного сочинения, альтернативные концепции и голосование, содержит обращение научных сотрудников, в котором говорится, о том, что «просто вернуть выпускное сочинение, существовавшее в наших школах до 2009 года, невозможно и не нужно. Эти сочинения всегда проверялись внутри школ самими учителями. Практика проверки медальных сочинений хорошо показывает, что критериальной базы для такой работы пока нет".
Большинство экспертов сходны во мнении о том, что реформа ЕГЭ за несколько лет существования в качестве единственного законного формата аттестации настолько укрепила свои позиции, что сейчас резкий переход к используемой ранее системе оценки будет болезненным, поэтому требуется переосмысление и «перезагрузка» школьного сочинения.
При этом, Минобрнауки РФ не ограничивается единственно возможным вариантом развития событий, предлагая рабочей группе несколько способов возвращения выпускного сочинения в выпускные классы. Одним из вариантов, рассмотренных рабочей группой на заседании, стало введение сочинения в виде допуска к ЭГЕ в промежуточную весеннюю аттестацию в качестве устного экзамена. Таким образом, в задание выпускника будет входит подготовка сочинения и его защита перед специальной комиссией, а также устный ответ на один из вопросов по курсу русской литературы и чтение наизусть одного из произведений курса.
Иная модель предусматривает написание выпускником работы на одну из 8-10 предложенных тем литературного или общекультурного характера, в части «С» ЭГЕ по русскому языку, вместо ныне существующего задания. Минимальное количество слов такой работы не должно быть 450. При этом перераспределения могут коснуться и частей «А» и «В».
Еще один вариант предусматривает введение сочинения в качестве формы итоговой аттестации, однако вариации тем сочинения будут настолько обширны, что затронут не только литературу, но и другие предметы и будут заключены в единый банк тем выпускных сочинений.