Ваш город:

Образовательная политика 2015: хроника реформ

03 янв. 2016 г.
0
3066

Подводя итоги минувшего года во взаимоотношениях государства и сферы образования, представляем вашему вниманию топ-5 наиболее значимых реформ, которые повлияют на то, как и чему будет учиться подрастающее поколение.

Образовательная политика 2015: хроника реформ

Подводя итоги минувшего года во взаимоотношениях государства и сферы образования, представляем вашему вниманию топ-5 наиболее значимых реформ, которые повлияют на то, как и чему будет учиться подрастающее поколение.

Создание «опорных» вузов

Минобразования России к 2020 году намерено сократить на 40% число учебных заведений высшей школы. В связи с этим ведомство взяло курс на объединение вузов и создание целой федеральной сети многопрофильных, «опорных», университетов.

Целью данной реформы является концентрация науки и образования в так называемых сетевых центрах, которые будут способствовать повышению качества подготовки специалистов, а также соберут достаточное количество ресурсов для научно-исследовательской работы в каждом из этих крупных учебных заведений.

На сегодняшний день данный процесс происходит в рамках следующей схемы: учёный совет какой-либо региональной образовательной организации высшей школы высылает в Министерство заявку, а уже в ведомстве план объединения дорабатывают и выделяют нужные денежные средства из бюджета.

Пока кандидатами на присвоения статуса «опорных» университетов являются 15 высших учебных заведений. В планах Минобрнауки довести это количество к 2020 году до 100. Дмитрий Ливанов, глава ведомства, и Андрей Волков, руководитель бизнес-школы «Сколково», определили данную инициативу как главную структурную реформу в образовательной политике государства на ближайшие 10 лет.

Слияние средних общеобразовательных учреждений

Стоит отметить, что процесс объединения средних общеобразовательных школ и детских садов в крупные образовательные комплексы стартовал ещё несколько лет назад. В минувшем году особое развитие он получил в столице, где на базе 4 тысяч школ образовалась 1 тысяча центров нового типа.

Планировалось, что данная реформа будет проведена по таким успешным образцам, коим является учебный центр Ефима Рачевского «Царицыно», однако на деле объединение школ осуществлялось зачастую на основе территориального расположения учебных заведений, нередко без учёта мнения родителей и в очень короткие сроки. К сожалению, далеко не всегда учитывались уровень той или иной школы и её особенности.

Цель такой реформы – повышение качества образования в отстающих школах, укрепление их материальной базы, предоставление обучающимся большего количества спецкурсов и разного рода дополнительных возможностей.

Кроме того, в результате слияния существенно сокращается и финансирование школ из бюджета за счёт уменьшения количества директоров и части персонала. К тому же появляется возможность упростить и сделать более централизованным бюрократический контроль.

Внедрение профстандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога, который был утверждён ещё в 2013 году, уже начинает практическое внедрение, притом что его окончательное внедрение на территории всей РФ намечено только на 2017 год.

Суть новоиспечённого профтсандарта заключается в замене устаревших на сегодняшний день требований, стандартизации приёма на работу, утверждении стандартного набора навыков и умений, которыми обязан обладать любой педагог.

Пока неясно, повлечёт ли внедрение данного профстандарта изменения в преподавательской практике, но он может существенно повлиять на требования к выпускникам педвузов, особенно в части правовых аспектов сферы образования, а также психологических навыков и знаний педагога.

Введение второго иностранного языка в школьную программу

С начала нового учебного года учащихся школ, начиная с пятого класса, обязаны будут обучать двум иностранным языкам. Однако проведение этой очень сложной реформы будет проходить поэтапно, что предполагает поиск необходимых учителей, доработку самой методики обучения и в целом пересмотр программ образования.

Как отметил Дмитрий Ливанов, глава образовательного ведомства, данное новшество позволит вернуться к лучшим традициям классического российского образования, которые ранее реализовывались в рамках гимназического.

Правда, с введением второго иностранного языка в школьную программу возникают и некоторые сложности. Прежде всего, это необходимость сокращения часов, отведённых на другие учебные предметы. Кроме того, большая часть учащихся покидает среднее общеобразовательное учреждение не владея должным образом и одним иностранным языком, а иногда даже и русским, что приведёт только к ухудшению ситуации.

На статус второго обязательного иностранного языка в школах претендует китайский, который уже преподаётся в некоторых школах столицы и регионах РФ.

Обязательное проведение в школах типовых проверочных работ с четвёртого класса

Минобрнауки РФ предложило проводить в начальных классах на федеральном уровне разработанные по единому стандарту всероссийские проверочные работы, что может заменить промежуточную аттестацию, содержание которой на текущий момент утверждается на уровне самого среднего общеобразовательного учреждения.

В минувшем году подобные работы по таким предметам, как математика, русский язык и окружающий мир, были проведены среди учащихся четвёртых классов ряда школ, однако далее практику планируется расширить на другие предметы и классы.

Сам процесс подготовки заданий и проведения работ будет осуществляться по аналогии с ЕГЭ и ОГЭ. По мнению Сергея Кравцова, главы Рособрнадзора, такое нововведение позволит добиться объективности не только на выпускных экзаменах, но и в ходе всего периода обучения в школе, а также установить, на каком уровне по отношению к единому стандарту находится каждое учреждение среднего образования и каждый его ученик.

Однако требования к обучающимся разных школ, имеющих разные специализации, значительно отличаются, что диктует необходимость учёта таких различий в рамках образовательной системы.

Просмотрев все упомянутые реформы, можно заметить, что все перечисленные «стандарты» и «слияния» определяют стремление государства упорядочить систему образования и сделать её наиболее проницаемой для бюрократического контроля.

Фото взято с сайта http://www.opengaz.ru.

Материал полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Цифровая образовательная платформа "Яндекс.Просвещение"
Цель платформы «Яндекс.Просвещение» – оказание помощи педагогам в улучшении индивидуальных образовательных результатов каждого ученика путём применени..
Презентация цифровой образовательной платформы «Яндекс.Просвещение» на ММСО-2018
20 апр. 2018 г.
0
83
Кадры будущего
Автором проекта, получившего название «Кадры будущего для регионов», стало Агентство стратегических инициатив (АСИ). На текущий момент в шести субъект..
Инициатива «Кадры будущего для регионов» стартовала в шести российских регионах
20 апр. 2018 г.
0
117
Крымский федеральный университет
С предложением сделать из Крымского полуострова базовый субъект РФ в сфере образования выступил Александр Калинин, глава общероссийской общественной о..
Эксперт предложил сделать Крым базой для развития российского образования
20 апр. 2018 г.
7
151
Ваш город: