Ваш город:

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

3 нояб. 2016 г.
6
41757

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове "школа", то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится "отсев" учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс "Математическая статистика" позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных "доработках". При этом "довести" профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Валерий Фальков - министр науки и высшего образования РФ
На прошедшем накануне совещании министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с руководством вузов РФ обсуждались вопросы качества проведения ..
Валерий Фальков поручил усилить контроль за качеством проведения некоторых экзаменов для иностранцев
18 апр. 2024 г.
0
439
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
Как сообщила пресс-служба издания «Вести образования», около 70% российских учителей, сталкиваются с травлей со стороны руководства, учеников и их род..
Почти 70% учителей сталкиваются с травлей на работе
17 апр. 2024 г.
0
648
Уроки труда в школа РФ
С 1 сентября 2024 года в российских школах будут введены уроки семьеведения и труда. В свою очередь, представители Общественной палаты предложили для ..
Об уроках семьеведения, труда и хорового пения в школах РФ
16 апр. 2024 г.
4
1358
Комментарии
Л.З.
Гость
7 нояб. 2016 г., 22:12

"...Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года..."
Если возможно, хорошо бы увидеть нормативный документ, где об этом сказано.

Пользователь
8 нояб. 2016 г., 2:46

Здравствуйте Л.З.

Внедрение профильного принципа образования в старших классах российских школ предусмотрено ФГОС. В частности, в данном документе говорится о том, что "Образовательное учреждение обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения ... При этом учебный план профиля обучения должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области...".

Наталья
Гость
3 мар. 2018 г., 17:05

Профильное обучение в школе – это прекрасная возможность лучше подготовиться к поступлению в выбранный ВУЗ. А частная школа с хорошим педагогическим составом сделает это еще лучше. Вот почему мы выбрали школу Колибри. Индивидуальный подход в обучении, дружеская атмосфера в классе, грамотные и отзывчивые учителя и акцент на поступление в ВУЗ – всё это мы нашли в частной школе Колибри.

Елена
Гость
17 янв. 2019 г., 20:45

Я против профильного образования:
1. Низкий уровень реальной подготовки детей в школах. В вузы поступает только тот, кто дополнительно готовится с репетиторами или на хороших курсах. Где статистика? Сколько детей поступило НА БЮДЖЕТ, занимаясь ТОЛЬКО в профильном классе обычной школы (Я здесь не говорю про лицей)? И я не говорю про платное - здесь все зависит от наличия денег.
2. Мой ребенок не может сделать выбор из тех направлений, которые есть у нас в школе. И что же мне делать? Искать, куда устроить ребенка в 10 класс? Если из школы, по сути "выдавливают". Или направление - или идите в колледж или на улицу? Почему нет универсальных классов? Ребенка вынуждают делать выбор именно сейчас. Это нельзя назвать осознанным выбором.
3. Никакой реальной профориентации не проводиться в школе. Придет соц.работник/психолог, проведет тест. И все.
4. Трудность поменять профиль.

Я считаю, что школа должна давать крепкую базу. Хорошие базовые знания и умения по всем предметам. В настоящее время школа "много на себя берет", не выполняя даже базу. Мы сами разберемся, что нам надо будет к окончанию 11 класса. А это профильное образование создает сейчас нам только дополнительные трудности.

Таня
Гость
11 мар. 2020 г., 11:40

Елена, полностью с Вами согласна. Школа в этом году переходит на профили. Но наша сельская школа может обеспечить нас только одним или двумя профилями, в зависимости от того, сколько учеников перейдут в 10 класс. Так что все, кому профиль не подойдет для будущего, вынуждены уйти из школы, поступать в колледжи. У всех детей разные интересы, они не могут все подстроиться под один профиль. "Спасибо" нашему Минобразу.

Руслан владимирович
Гость
21 окт. 2023 г., 6:26

В школах нет профильных классов, детей отправляют для получения профильного образования в колледжи ,в отдалённый от школы округ, предварительно раздав их родителям бланки договоров которые родители должны заключить с одним из колледжей заплатив за обучение в колледже ,при всём при этом нагрузка на ученика остаётся велика это 6-7 уроков с понед по пятницу ,а в субботу ученик должен ещё ехать в другой район для получения профильного образования ,так необходимого по мнению Мин обр. Мин Образования на мыло!!!

Оставить свой комментарий

Ваш город: