Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с мнением родителей, которые недовольны внедрением инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - нечто новое в системе образования России. Традиционно в нашей стране обучающие делились на группы, которые соответствовали способностям, проявляемым школьниками. При этом каждая группа детей обучалась по специально разработанной программе обучения, в отдельном классе или образовательном учреждении.
Например, существовали математические классы в обычных школах, в которых, по идее, должны были бы обучаться только дети, проявляющие склонность к математическим наукам. Однако зачастую в такие классы попадали и школьники-гуманитарии, которым просто не хватило мест в обычных или "гуманитарных" классах. То есть, можно говорить о том, что система разделения детей по способностям работала не совсем корректно.
Широко распространена раньше была и система преподавания для детей с особенностями развития - физиологическими или психологическими. Такие дети могли получить нужное образование в соответствии со своими возможностями. При этом, обучение, как правило, осуществлялось в специализированных школах (например, в спортивных школах, школах для слабослышащих детей и т.д.).
Стоит отметить, что подобную систему обучения нередко можно встретить в российских школах и сейчас. Однако по мере распространения инклюзивного образования по самым отдаленным уголкам нашей страны, она постепенно "уходит в прошлое". Хорошо это или плохо, покажет будущее. А сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с мнением родителей, которые недовольны внедрением инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - что это такое?
Инклюзивное образование – это система преподавания, предполагающая обучение детей с ограниченными возможностями здоровья особенностями в одном классе с детьми, не имеющими таких ограничений.
Проще говоря, на сегодняшний день образовательные учреждения России, дающее общее образование, обязаны принимать на обучение детей с ОВЗ наравне со здоровыми детьми. Будь-то общеобразовательная школа, гимназия или лицей... И теперь родители детей, имеющих какие-либо особенности в психологическом или физиологическом плане, могут свободно подать заявление о приеме своего ребенка в любое, подходящее им (например, с точки зрения удобного местоположения) образовательное учреждение, даже несмотря на рекомендации специалистов.
Чем недовольны родители?
Если проанализировать мнения родителей, чьи дети уже учатся в одном классе с "особенными" детьми, то можно отметить большое количество негативных впечатлений от внедрения инклюзивного образования. Выделим наиболее, на наш взгляд, аргументированные.
Вместо учителя – специалист широко профиля
Ребенку с ОВЗ приходится учиться вместе с детьми, не имеющими никаких отклонений. При этом ему необходимо усвоить требуемый уровень знаний, для чего "особенному" ребенку приходится прилагать немало дополнительных усилий. Конечно же, государство предусмотрело это и гарантировало детям с ОВЗ особенный методический подход учителя.
Таким образом, из-за внедрения инклюзивного образования учитель все больше превращается, из обычного преподавателя в специалиста широкого профиля, который вроде бы умеет все, но выполняет свою работу посредственно.
Равнение на слабых
В рамках инклюзивного образования педагог рассматривается и как воспитатель, и как психолог, и как логопед в одном флаконе. Ведь работать-то учителям приходится с самыми разными детьми (порой, в одном классе могут находиться дети с гиперактивностью, разной степенью глухоты или слепоты и т.д.), которые обучаются вместе с детьми, не имеющими таких особенностей развития.
В итоге получается достаточно странная картина... Учитель, уделяя большое количество внимания детям, требующим особого методического подхода, "забывает" о других. "Забывает" не по-настоящему, а просто из-за нехватки времени. И "забытым" школьникам приходится самостоятельно справляться со своими проблемами в обучении. В результате этого происходит периориентация с уже традиционного равнения на "сильного" ученика на равнение на "слабого".
Снижение качества обучения
Несмотря на требования, предъявляемые к педагогам в рамках инклюзивного образования, учитель, как и прежде, по сути своей остается всего лишь учителем: он не имеет нужного психологического образования, не обладает необходимыми знаниями в логопедии, не владеет специальными знаниями, облегчающими процесс обучения "особенных" детей (например, языком жестов или азбукой Брайля).
Из-за отсутствия специальной подготовки, необходимой для обучения "особенных" детей, в итоге получается так, что дети с ОВЗ должного образования не получают. Впрочем, как и школьники без каких-либо ограничений.
Кто виноват?
Конечно же, обвинять в сложившейся ситуации правильнее было бы правительство, которое громко заявило о внедрении инклюзивного образования, но практически ничего не сделало для того, чтобы оно "работало" без сбоев.
Ведь, по сути, в самой инклюзии ничего плохого нет. Наоборот, дети с ОВЗ получили возможность почувствовать себя полноценными членами общества и без ограничений общаться со сверстниками. И все было бы замечательно, если бы государство побеспокоилось о своевременном обеспечении образовательных учреждений соответствующей материально-технической базой и обучении педагогического коллектива.
Но, как показала практика, обвинять в чем-то правительство – пустое дело. Поэтому большинство родителей "обычных" школьников обрушилось с критикой на родителей детей с ОВЗ. Мол, отправляя своих детей учиться туда, где им будет тяжело, они в прямом смысле "подставляют" других детей. Школьникам без ограничений приходится "страдать" из-за отсутствия должного внимания со стороны учителя, который старается из всех сил помочь "особенному" ребенку.
При прочтении таких комментариев становится грустно. Понятно, что "своя рубашка ближе к телу" и свой ребенок роднее всех. Но неужели за решением своих проблем наше общество постепенно начинает забывать о таких понятиях, как толерантность, милосердие, доброжелательность и сопереживание?
Давайте будем терпимее друг к другу, и тогда наши дети начнут помогать "особенным "детям быстрее освоиться в школах, и учителям не придется уделять больше внимания детям с ОВЗ. А значит, не будет страдать качество обучения, и не нужно будет писать обвиняющие комментарии родителям, которым и так тяжело.