Ваш город:

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БОЛЬШЕ НУЖНЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЕМ ДЕТЯМ

03 дек. 2017 г.
0
617

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян о новых предметах в школьной программе. 44% считают, что в школе должен преподаваться предмет «Основы финансовой грамотности». 63% сказали «да» основам военной подготовки, 73% - изучению правил дорожного движения, а 75% - обучению навыкам общения в реальной жизни.

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ БОЛЬШЕ НУЖНЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЕМ ДЕТЯМ

На днях ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян о новых предметах в школьной программе. 44% считают, что в школе должен преподаваться предмет «Основы финансовой грамотности». 63% сказали «да» основам военной подготовки, 73% - изучению правил дорожного движения, а 75% - обучению навыкам общения в реальной жизни.

Можно подумать, что родители считают финансовую грамотность своих детей чем-то менее важным, чем изучение правил дорожного движения.

Напротив, некоторые полагают, что их дети-школьники знают об этом даже больше их.

ДАЮ СОВЕТЫ МАМЕ

В России сложилась уникальная ситуация: 15-летние подростки демонстрируют более высокую финансовую грамотность, чем их родители (участвовавшие в различных тестированиях для взрослых).

Этот удивительный факт уже дважды подтверждался Международным сравнительным исследованием PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), которое проводится среди 15-летних и проверяет, умеют ли они правильно применять полученные в школе знания.

По определению организаторов исследования PISA, финансовая грамотность заключается в «знании и понимании финансовых понятий и финансовых рисков, а также в навыках, мотивации и уверенности, необходимых для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях».

До определенной поры интерес к финансовой грамотности детей проявлялся в Европе лишь эпизодически. Все изменилось, когда банки с удивлением обнаружили, что у детей и подростков тоже есть личные деньги.

Сегодня открываются детские счета, авторизуемые родителями, разрабатываются детские интерфейсы интернет-банков. Благодаря «детскому пакету» банковских услуг родители могут установить для ребенка определенный лимит расходов на каждый день. В некоторых странах для школьников создаются специальные вклады, чтобы они учились самостоятельно управлять своими финансами.

По данным Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (ФМЦ НИУ ВШЭ), около 18% подростков не имеют базовых финансовых знаний. Но это – немного.

Впервые финансовая грамотность 15-летних впервые была протестирована исследованием PISA в 2012 году, а затем - в 2015-м.

В России тестирование выглядело так: более тысячи учеников разных школ и ПТУ из 42 регионов России приходили на урок и получали буклеты с заданиями, разделенными по пяти уровням сложности.

Например: что выгоднее – покупать помидоры в розницу или оптом? Когда оправдана покупка 10 килограммов оптом? И кстати: какой кредит лучше взять соседке Алле Петровне– под 10 % или под 15% годовых?

Для задачи с помидорами подросткам хватало здравого смысла, зато для выбора варианта кредитования был необходим личный опыт или знания из курса математики.

Но с задачами они справились. И не только!

Уровень финансовой грамотности наших школьников в 2015 году превысил среднее значение международной шкалы PISA (500 баллов) и составил 512 баллов. Для сравнения: в 2012 году российские подростки набрали 486 балла. Такого роста за три года не было ни у одной страны-участницы исследования.

В 2012 году за нашими школьниками было 10 место в рейтинге 18 стран-участниц PISA по финансовой грамотности, а в 2015 году они поднялись на 4 место среди 15 стран-участниц.

Выше - только Китай, Бельгия и Канада. На одной позиции - Нидерланды. За Россией - Австралия, США, Польша, Италия, Испания…

Ну а первую строку, как всегда, с большим отрывом занимает Шанхай (Китай), в котором 42% 15-летних подростков продемонстрировали оптимальный уровень финансовой грамотности.

ЧТО НЕОБЫЧНОГО В ФИНАНСОВОМ ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РОССИИ?

Российские школьники ведут себя в этой сфере так же, как их сверстники в странах ОЭСР?

Нет, немножко иначе.

Несколько отличий:

- Уровень финансовой грамотности наших подростков на 40-43 балла выше, если хотя бы один из родителей в семье имеет высшее образование. Похожий результат достигается и в том случае, если профессия родителей связана с квалифицированным трудом.

- Финансовая грамотность среди 15-летних юношей на 1 балл, а математическая грамотность – на 13 баллов выше, чем у девушек. Зато читательская грамотность на 30 баллов выше у девушек.

Девушки лучше решают простые задачи, юноши – сложные. Эксперты предполагают, что для решения простых задач в области финансовой грамотности важно подключить компетенцию чтения. А она лучше развита у девушек.

Юноши успешно решают сложные финансовые задачи, которые требуют навыков вычисления.

- Две трети российских подростков продемонстрировали на PISA-2012 такие достижения в области финансовой грамотности, которых от них никто не ожидал (учитывая их невысокие результаты по математике и чтению). В других странах, как подтвердила Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО, такая зависимость существует. Ведь если подросток помнит курс школьной математики, он быстрее схватывает условия задачи по кредитованию или налогообложению.

В России не наблюдается зависимости между успехами в математике и умением выбрать более выгодный вариант кредита.

Корреляция финансовой грамотности с грамотностью в других предметах у российских школьников оказалась самой слабой, всего 0, 67%. В других странах этот показатель достигает 0,9%.

И ВСЕ-ТАКИ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕГКО ОБМАНУТЬ

В России, как и в большинстве стран ОЭСР, более 80% подростков реально подрабатывают или даже работают в 15 лет. Но даже самые простые банковские операции (за исключением снятия денег с карты) остаются для них тайной за семью печатями.

Эксперты отмечают, что только 45% взрослых и 23% 15-летних россиян имеют счета в банках и пользуются банковскими картами. По этому показателю Россия занимала в 2012 году предпоследнее место в рейтинге 18 стран-участниц PISA-2012, опередив лишь Колумбию.

Российские школьники оказались сообразительными и могут справиться со многими финансовыми задачами. Но они были поставлены в тупик вопросами из области «Деньги и операции с ними» (на них ответили, в итоге, только 46% участников исследования).

Например, как изучать банковские выписки с индивидуальных счетов и понять, какие операции были проведены банком? Как обеспечить безопасность при покупке товаров в интернет-магазине? Сложными оказались даже такие задания: что выгоднее - купить велосипед или взять его в аренду?

Участники исследования PISAв России в 2012 и 2015 годах хуже своих сверстников из США, Австралии, Новой Зеландии, Китая, Колумбии, стран Западной и Восточной Европы) знакомы с механизмами кредитования и налогообложения.

«- Когда речь идет о предмете, который вообще не преподается в школе, то благодаря смекалистости наших ребят мы выглядим неплохо на фоне других стран, - отметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина. - Да, у нас есть специальные разделы по финансовой грамотности в курсе обществоведения. Более того: в ЕГЭ включены вопросы по финансовой грамотности, на которые даже профессионал затруднится ответить. Вызубривание в школе знаний из высокой финансово-экономической теории не поможет подросткам занимать более высокие места в исследовании PISA. Мы слишком увлеклись информационно-предметной насыщенностью, тренировкой сложных, но неприменимых к жизни задач».

Скоро уроки по банковскому делу и фондовым рынкам будут доступны всем россиянам – как школьникам, так и их родителям.

В сентябре премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы. Она основана на сотрудничестве Минфина России, Банка России, региональных властей, бизнес-сообщества и, конечно же, педагогов.

Сейчас в нашей стране реализуется сразу несколько проектов посвященных финансовой грамотности. И самый крупный из них ведет Минфин и НИУ Высшая школа экономики, где создан «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ). Региональные методические центры по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования (РМЦ) готовят учителей финансовой грамотности в 15 субъектах РФ. В 2018 году их к ним прибавятся еще тридцать регионов.

КСТАТИ, О СТАРТАПАХ

И конечно же, в России развиваются стартапы, направленные на повышение финансовой грамотности детей.

В 2015 году на международном Конкурсе инноваций в образовании (КиВО), проводимом НИУ Высшая школа экономики и Агентством стратегических инициатив, получила второй приз разработка мобильного приложения «Junior Balance». Его создали сотрудники Архангельского областного Института открытого образования Владлена Романова и Николай Кряжев. Мобильное приложение закрывает лакуну, которую выявили исследования PISA: неумение детей работать с банковскими картами и личными финансами.

Сотрудники ИОО из Архангельска придумали два мобильных приложения, которые объединяют игровые технологии и измерения индивидуального прогресса школьника.

Одно приложение - для ребенка, другое – для родителей. С его помощью можно пополнять детский банковский счет, устанавливать денежный лимит на определенный период времени и контролировать расходы (каждая покупка должна получить подтверждение взрослых через SMS). Более того: с помощью приложений можно будет превращать в реальные доходы учебные или внеклассные достижения детей.

Пилотная версия приложений может появиться в смартфонах уже в будущем году.

Автор: Светлана Кириллова

Написать автору

Материал полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Цифровая образовательная платформа "Яндекс.Просвещение"
Цель платформы «Яндекс.Просвещение» – оказание помощи педагогам в улучшении индивидуальных образовательных результатов каждого ученика путём применени..
Презентация цифровой образовательной платформы «Яндекс.Просвещение» на ММСО-2018
20 апр. 2018 г.
0
72
Кадры будущего
Автором проекта, получившего название «Кадры будущего для регионов», стало Агентство стратегических инициатив (АСИ). На текущий момент в шести субъект..
Инициатива «Кадры будущего для регионов» стартовала в шести российских регионах
20 апр. 2018 г.
0
96
Крымский федеральный университет
С предложением сделать из Крымского полуострова базовый субъект РФ в сфере образования выступил Александр Калинин, глава общероссийской общественной о..
Эксперт предложил сделать Крым базой для развития российского образования
20 апр. 2018 г.
7
113
Ваш город: