Ваш город:

Раннее развитие детей: быть или не быть, вот в чем вопрос

5 мар. 2019 г.
0
1189

Прежде чем с головой погрузиться в раннее развитие малыша, следует более подробно разобраться, нужно ли слепо следовать всем без исключения рекомендациям авторов методики и на что обращать внимание при выборе авторской методики.

Раннее развитие детей: быть или не быть, вот в чем вопрос

О раннем развитии детей сказано и написано очень много. Педагоги, психологи и родители активно обсуждают преимущества и недостатки самых разных авторских методик, которые помогают вырастить здоровых, успешных и счастливых детей (по крайней мере, так уверяют авторы методик). Одновременно с этим родительские форумы переполнены обсуждениями о том, как привить ребенку любовь к учебе и вырастить из него настоящего вундеркинда, разбирающегося абсолютно во всех науках.

Однако в последние годы специалисты начали выказывать определенную обеспокоенность, касающуюся фанатичного стремления некоторых молодых родителей по максимуму "загрузить" своих детей развивающими занятиями. Они отмечают, что большинство родителей начинают подбирать подходящую для них методику еще до рождения малыша. Но при выборе они чаще всего руководствуются исключительно своими амбициями и рекомендациями окружающих, забывая о потребностях главного героя этой программы – ребенка.

Индивидуальные особенности детей

Несмотря на существующие подробные описания того, что должен уметь ребенок на каждом этапе развития, эти требования являются весьма приблизительными. Они описывают навыки и знания обычного среднестатистического малыша для формирования представлений родителей о том, что считается нормой и чего следует ожидать в определенном возрасте. Это также позволяет определять отклонения в развитии и своевременно реагировать на них. Однако если в них говорится, что ребенок должен сделать первые шаги в 9-10 месяцев, это совсем не означает, что все дети начнут ходить в этом возрасте.

Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности, поэтому родителям не стоит паниковать, если их малыш не умеет всего того же, что и его сверстники. Обсуждение достижений детей с другими людьми не несут вреда, но нужно понимать наличие возможных различий в их развитии. Например, один ребенок может хорошо бегать, а другой только учится ходить, но зато разговаривает лучше первого. Это – нормально.

С этой точки зрения нужно относиться и к авторским методикам раннего развития. Большинство из них основывается на наблюдениях авторов за своими детьми. Они не предполагают индивидуального подхода, а лишь содержат полезные материалы по развитию среднестатистического ребенка, которые могут использоваться в зависимости от его потребностей.

Развитие vs. обучение: в чем разница?

Всестороннее развитие детей предполагает формирование у них стремления к познанию мира и ничего общего с обучением не имеет. Именно этот фактор является основополагающим в вопросе воспитания. Когда ребенок проявляет интерес к окружающему миру, он лучше воспринимает и запоминает информацию.

Почти каждая методика по раннему развитию включает материалы для освоения детьми различных навыков и умений, то есть обучению. Причем занятия делятся на блоки, которые соответствуют определенному возрасту. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы предлагать малышу счетные палочки или кубики с буквами, показывать ему карточками с животными, цветами и прочими вещами. Но, если он не проявляет к этому интереса, не нужно настаивать, заставляя учиться через «не хочу». Это не только не принесет пользы, но и приведет к психологической травме, которая убьет все стремление к обучению на долгие годы.

Желание к получению новых знаний возникает у детей в разном возрасте. Кроме того, как и взрослым, им свойственно проявлять больший интерес к одним занятиям, чем к другим. Так, один ребенок может увлекаться рисованием, а другой не выпускать книги из рук.

Поскольку методики раннего развития не допускают возможности развиваться только в одном направлении, их использование не всегда уместно. Не стоит также бояться, что нежелание ребенка выполнять задание, которое ему не нравится, будет свидетельствовать о его отставании в развитии. Со временем он сам начнет проявлять интерес к необходимому виду деятельности. Это может произойти позже, чем у других детей, но это будет его личный выбор. Основной источник развития детей дошкольного возраста – игра, а она должна приносить удовольствие.

Как развивать ребенка?

В методиках раннего развития нет ничего плохого, если понимать, как правильно их применять. Родители, которые применяют методики с учетом интересов и особенностей своего ребенка, добиваются намного больше успехов, чем те, кто в точности придерживается материалов в книжках. В защиту раннего развития следует также сказать, что любая помощь ребенку в познании будет для него полезной, но не нужно концентрироваться на одном занятии.

Дети охотнее учатся на наглядных примерах. Они подражают взрослым, интересуются окружающими их предметами. Чтобы ребенок нормально развивался, родители должны принимать в этом активное участие. Хотя книги не нужно полностью исключать из процесса, по возможности следует больше внимания уделять реальным примерам. Животные в парке будут для малыша более интересными, чем на картинках. Постоянное общение, совместные игры, походы в музеи, путешествия или простые прогулки принесут намного больше пользы, чем многочасовые занятия с самыми лучшими специалистами.

Поскольку ребенок еще не знает о существовании многих вещей, ему стоит предлагать новые занятия, наблюдать за тем, насколько они ему нравятся. Это позволит выявить склонности и предпочтения, которым в дальнейшем можно будет уделить большее внимание. Так же рекомендуется поступать и с различными методиками.

Безусловно, решение о том, нужно ли использовать методики раннего развития или нет, зависит только от родителей. Однако не стоит забывать об индивидуальных потребностях ребенка и его интересах, ведь именно они определяют уровень достижения успеха в занятиях по любой программе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1125
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
1664
Образовательный центр "Сириус"
В государственной Думе РФ предложили создать аналоги образовательного центра поддержки талантливых детей «Сириус» во всех федеральных округах России. ..
Аналоги центра «Сириус» предложили создать во всех федеральных округах РФ
9 окт. 2024 г.
1
2172
Оставить свой комментарий

Ваш город: