Ваш город:

«Модные» методики: платить или не платить?

25 мая 2020 г.
1
584

Мы часто рассказываем читателям о различных методиках развития, их содержании, особенностях и авторах, чтобы родители могли самостоятельно использовать их в домашних занятиях с ребенком В этот раз в поле нашего внимания попала методика Алисы Самбурской. Ее «Музыка интеллекта», в последнее время, широко рекламируется в сети, в том числе – самой Алисой Анатольевной Самбурской.

«Модные» методики: платить или не платить?

Но результаты поисков уникального алгоритма действий в предлагаемой методике заставили изменить привычный формат статьи, убрать из заголовка красивое название – «Музыка интеллекта», и на примере работы А. Самбурской (не зря же мы ее старательно изучали!) объяснить, чем отличается методика от метода, и стоит ли платить за общеизвестные «открытия».

Что такое методика в обучающем и развивающем процессе?

Методика в системе образования – это алгоритм практических действий, направленных на достижение определенной цели в обучении – развитие логического мышления, оптимизация учебного процесса, развитие памяти, воображения, познавательного интереса и т.д.

Основные цели развивающих методик в общеобразовательной системе:

  • Приобретение знаний;
  • Развитие и воспитание личности;
  • Приобретение практических умений и навыков.

В содержании методики должны быть четко прописаны способы, приемы или техника деятельности педагога (учителя, психолога), которыми он может пользоваться в рамках предлагаемой методики и/или сочетать их с другими приемами. Методика решает частные задачи и является составляющей частью метода, который объединяет множество методик.

Методику признают эффективной и предлагают для широкого применения только после апробирования и признания ее соответствия требованиям ФГОС. Например, методика развивающего обучения Эльконина – Давыдова разрабатывалась целой группой советских ученых в содружестве с авторами на протяжении многих лет, а учебные программы по предметам, созданные на основе этой методики, более полувека используются в российских школах. Московская экспериментальная школа № 91, где проводилось исследование эффективности, до сих пор работает по методике Эльконина-Давыдова, ставшей фундаментальным открытием в советской и российской педагогике.

Одним словом, создание методики в сфере общего образования – это многолетний и всеобъемлющий научный труд, над которым работают педагоги, психологи и ученые из области медицины.

О «музыкальных» методиках

Нет сомнения, что музыка оказывает положительное влияние на психику человека. Поэтому каждый учитель или воспитатель, хотя бы однажды, использовал музыкальные произведения на уроке или занятиях с дошкольниками. Активизация внимания детей, в этих случаях, не требует доказательств. Особая роль музыки в эстетическом развитии личности – аксиома.

Попытки создания алгоритма «музыкальных» методик не безосновательны, но до сих пор не существует ни одного уникального и точного «рецепта». Музыка – это эмоция, которую невозможно измерить. Она стоит в одном ряду с литературой и изобразительным искусством, и используется как средство гармоничного развития школьников.

Об авторе методики: Алиса Самбурская и ее «Музыка интеллекта»

Штрихи автобиографии Алисы Анатольевны Самбурской (Рыльковой Виктории Анатольевны), опубликованные в личном блоге автора, говорят о ее незаурядной и деятельной натуре. Судя по всему А. Самбурская – человек творческий и влюбленный в музыку.

В 1990 г. Алиса Анатольевна окончила Московское педагогическое училище №12, получив квалификацию учителя начальных классов. После окончания педагогического училища, с 1990г. по 1998 г. автор «Музыки интеллекта» работала вокалисткой в Московской филармонии. В 1990-1992 г.г. Алиса Анатольевна работала в московской школе № 324, учителем начальных классов.

В 2016 году А. Самбурская получила высшее педагогическое образование в Московской международной академии и ей присвоена квалификация магистра. А в 2019 году, с 3 июля по 26 сентября, Алиса Анатольевна прослушала курс (620 часов) по программе «Психологическое консультирование и психодиагностика» в Московском институте переподготовки кадров (АНО ДПО МИПК), что дает ей право считать себя психологом и оказывать платные консультативные услуги по всем направлениям психологии.

21.10.2004 г., до получения квалификации магистра педагогики в 2016 году, А. Самбурская защитила диссертацию, и ей присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

Тема ее диссертации – «Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике».

Надо заметить, что музыкальная биография автора «Музыки интеллекта» более насыщена и убедительна, чем педагогическая деятельность в дошкольном воспитании и начальных классах общеобразовательной школы. В 2000 году Алиса Анатольевна окончила Московский государственный университет культуры и искусств – дирижерский факультет, преподаватель искусства эстрады.

О методике А. Самбурской

Согласно научной концепции автора, чтобы работать по предлагаемой методике родителям, воспитателям детских садов, учителям начальных классов и даже репетиторам дошкольников и первоклассников необходимо иметь, по крайней мере, базовое музыкальное образование. Дети тоже должны, как минимум, обладать чувством ритма, музыкальным слухом и памятью.

То есть, в «Музыке интеллекта» нарушены главные требования, предъявляемые ко всем развивающим и обучающим методикам: автор, по сути, предлагает избирательную или индивидуальную методику обучения чтению, письму и математике для музыкально одаренных детей и педагогов.

Музыка, конечно, должна присутствовать на уроках у малышей, для создания эмоционального фона и оптимизации учебного процесса. Но надо ориентироваться на реальность, в которой случается, что на уроке математики детская песенка «Два веселых гуся» может стать отвлекающим фактором – концентрация внимания у детей в этом возрасте и без того крайне низкая. В «методике» Самбурской упущен момент понимания индивидуальных особенностей детской психики: после активных игр на перемене некоторых малышей достаточно сложно «настроить» на урок.

Поэтому список музыкальных произведений, отобранных автором для уроков, каждый учитель должен рассматривать критически, ориентируясь на обстановку в классе и настроение детей.

В своей научной работе А. Самбурская указывает, что исследования о влиянии музыки проводились при участии 3 групп детей в количестве 150 человек:

  • контрольная группа – учащиеся специализированной московской школы № 324, с углубленным изучением музыкально-эстетических предметов,
  • две другие испытуемые группы – учащиеся музыкальной школы и детского музыкального коллектива.

То есть, фактически исследования проводились на малом количестве детей, которые, однозначно, обладают музыкальными способностями. Результаты лучшего усвоения навыков чтения, письма и счета при этом, очень условны, поскольку оценивались субъективно, без исследования физиологических параметров. При этом Самбурская утверждает, что ее «музыкальная» методика влияет на нейронные связи, что не доказано исследованиями вообще.

Продуманного и однозначного алгоритма занятий по методике Самбурской, увы, тоже не просматривается. Использование музыкальных физминуток, песенок-считалок и других элементов, оптимизирующих уроки чтения, письма и математики у малышей, регулярно применялись в советских школах с начала 80-х годов – задолго до того, как А. Самбурская приступила к работе над «музыкой интеллекта». Поэтому предлагаемая методика не уникальна.

Хотя, для индивидуальных занятий с ребенком, обладающим музыкальными способностями, методика А. Самбурской вполне приемлема, если дополнить ее алгоритмом, с учетом возрастных особенностей психики детей в возрасте 4-7 лет.

В целом можно сказать, что работа Алисы Анатольевны Самбурской не столько методика, сколько метод – направление, которое неоднократно выбиралось многими учеными для исследования.

В заключение хотелось бы дать совет родителям:

Аристотель, философствуя о музыкальном воспитании, подчеркивал, что люди делятся на тех, кто играет на музыкальном инструменте, и тех, кто слушает музыку. Если у ребенка ярко выражен талант художника или будущего Энштейна, не спешите инвестировать в уроки музыки – пусть он реализует свои способности, а музыка «сопровождает его», как состояние души, а не как обязательный инструмент для изучения школьных предметов.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Приёмная комиссия. РАМ имени Гнесиеых.
Согласно проведённому ТАСС опросу среди представителей высших учебных заведений по предварительным итогам приёмной кампании 2022 года самыми востребов..
Стали известны самые востребованные у абитуриентов специальности в творческих вузах
19 авг. 2022 г.
0
326
Спортивная школа
Как сообщает пресс-служба правительства РФ, с 1 января 2023 года спортивные школы смогут получить лицензию на образовательную деятельность, а тренеры ..
Кабмин утвердил порядок лицензирования спортивных школ
19 авг. 2022 г.
0
315
Студенты колледжа на лекции
На официальном портале правовой информации в минувшую пятницу был опубликован приказ Министерства просвещения РФ, согласно которому образовательные ор..
В дипломах выпускников колледжей нового формата появятся QR-коды с информацией о компетенциях
18 авг. 2022 г.
2
545
Комментарии
Наталия
Гость
29 мая 2020 г., 10:19

Очень благодарна за предоставляемую информацию. Благодаря вам всегда в курсе событий в области образования.

Оставить свой комментарий

Ваш город: