Ваш город:

Методика Гленна Домана

21 янв. 2014 г.
0
4113

Давно ушли в прошлое те времена, когда развитию детей в домашних условиях уделялось минимальное внимание. Большинство современных родителей считают, что вырастить счастливого, здорового и успешного члена общества можно только в том случае, если постоянно заниматься его развитием. Поэтому еще задолго до рождения малыша изучают всевозможные методики раннего развития, в число которых входит и методика Гленна Домана.

Методика Гленна Домана

Давно ушли в прошлое те времена, когда развитию детей в домашних условиях уделялось минимальное внимание, поскольку принято было считать, что занятий в детском саду для этого вполне достаточно, и дома ребенку нужно "отдохнуть". Большинство современных родителей считают, что вырастить счастливого, здорового и успешного члена общества можно только в том случае, если постоянно заниматься его развитием. Поэтому еще задолго до рождения малыша изучают всевозможные методики раннего развития, в число которых входит и методика Гленна Домана.

Что это за методика, и чем она отличается от других не менее популярных и прогрессивных методик развития, мы и расскажем в рамках этой статьи.

Несколько слов о Гленне Домане

Знаменитый американский врач-физиотерапевт и автор одноименной обучающей методики Гленн Доман родился в 1919 году в Филадельфии (США). После окончания Университета Пенсильвании (1940 год) он вплотную занялся изучением развития детского мозга, в результате чего вывел "формулу", которая легла в основу его методики: "Мозг развивается только в том случае, если он работает".

Изначально Гленн Доман применял свою методику для реабилитации детей с тяжелыми формами поражения нервной системы. Через несколько месяцев упорной и кропотливой работы молодого энтузиаста и его сподвижников больные дети, с которым занимались по этой уникальной методике, не только практически полностью восстановились, но и по некоторым показателям смогли превзойти своих здоровых сверстников.

Вдохновленный успехом Гленн Доман разработал серию развивающих и обучающих методик для здоровых детей, объединенных одной философией: "Заниматься с ребенком нужно с первых же лет его жизни, и чем интенсивнее занятия, тем лучше результат".

Особенности методики Гленна Домана

Исследования Гленна Домана показали, что первые шесть лет жизни ребенка являются периодом наиболее активного развития мозга, поэтому он легко и непринужденно "поглощает" информацию. Условно он разделил период развития мозга на три этапа:

  • с рождения и до 3 лет - наивысшая активность мозга;
  • с 3 до 6 лет - постепенное снижение активности мозга;
  • после 6 лет - полное замедление и окончательное формирование мозга.

То есть, наибольшую нагрузку на мозг ребенка необходимо давать до 3 лет. И не только на мозг. Не меньшее внимание нужно уделять и физическому развитию малыша. Исходя из этих принципов методика Гленна Домана включает в себя два направления:

  • система физического развития - подразумевает начало пассивных занятий с самого рождения (имеется ввиду отказ от пеленок и всяческая поддержка ребенка в его стремлении делать те или иные движения), и активные занятия начиная с 3-6 месяцев (в том числе, рекомендуется крутить и вертеть ребенка различными способами, а также делать динамическую гимнастику).
  • умственная "зарядка" посредством "карточек Домана" - включает в себя ежедневные занятия (кратковременные, но несколько раз в день) с использованием специальных карточек одинакового размера на разную тематику (энциклопедические знания, чтение и математика).

Занятия с карточками необходимо начинать не позднее, чем в 2 года (а лучше всего еще раньше). Совсем маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать карточки просто показывают несколько секунд. Для детей постарше показ карточки Домана сопровождается комментариями.

В результате таких занятий ребенок растет физически здоровым, у него развивается фотографическая память и формируется "багаж" разносторонних знаний. Как правило, дети занимающиеся по методике Гленна Домана уже к 3-4 годам умеют читать и считать. Сам Гленн Доман считает, что с помощью его методики можно вырастить гения.

Как проходят занятия по методике Гленна Домана

Занятия проводятся несколько раз в день в то время, когда ребенок пребывает в хорошем настроении. Родители показывают малышу карточки, например, с фруктами, сопровождая их комментариями: "это яблоко" или "этот фрукт называется груша". Карточки демонстрируются достаточно быстро (оптимально - 1 секунда на одну карточку). Чтобы ребенок не отвлекался от занятия, Гленн Доман рекомендует родителям не заглядывать в карточку перед показом. После каждого занятия карточки нужно обязательно перемешивать, чтобы во время следующего показа порядок карточек не повторялся.

Начинать занятия по этой методике рекомендуется с 1-2 карточек, постепенно увеличивая их количество. Прекращать занятия следует до того, как ребенку станет скучно. Проводить занятия можно столько раз в день, сколько получится. Очень важно, чтобы ребенок получал удовольствие от "игры" с картинками.

Недостатки методики Гленна Домана

Необходимо отметить, что несмотря на хорошую физическую подготовку и высокую эрудированность детей, занимающихся по программе Домана, эта методика раннего развития имеет существенные недостатки. И в первую очередь это отсутствие занятий на развитие образного мышления и фантазии. Кроме того, среди недостатков этой методики специалисты отмечают отсутствие речевой практики и общения со сверстниками. Не сложно догадаться, что впоследствии ребенку будет очень сложно социализироваться и находить общей язык со сверстниками.

Еще одним существенным недостатком данной методики является то, что детей не учат анализировать и систематизировать информацию. Другими словами, ребенок превращается в "ходячую энциклопедию", напичканную знаниями, но не способную эффективно применять их на практике.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Т. Синюгина: изменения в обществе трансформируют систему ДПО
В ходе состоявшегося Всероссийского совещания руководителей организаций, реализующих программы дополнительного профессионального педагогического образ..
Т. Синюгина: изменения в обществе трансформируют систему ДПО
14 дек. 2018 г.
0
232
Утверждены порядки проведения ГИА для выпускников 9-х и 11-х классов
Сегодня пресс-служба Минпросвещения РФ сообщила о том, что образовательное ведомство и Рособрнадзор утвердили порядки проведения государственной итог..
Утверждены порядки проведения ГИА для выпускников 9-х и 11-х классов
14 дек. 2018 г.
1
3269
Заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина
В минувшую среду, 12 декабря 2018 года, в Москве состоялось Всероссийское совещание учителей истории и обществознания, посвящённое 25-летию Конституци..
Минпросвещения собирается синхронизировать концепции преподавания истории и обществознания в школах
13 дек. 2018 г.
2
1158
Оставить свой комментарий

Ваш город: