Ваш город:

Блокадный Ленинград: героическое обучение

10 мая 2015 г.
0
9241

Суровые годы войны – страшное время бомбёжек, голода, холода, разлук и смертей. Особенно тяжело приходилось детям и подросткам, которые в тылу работали наравне со взрослыми на фабриках, заводах, полях, фермах, уходили на фронт, приписывая себе года, погибали в плену и лагерях смерти. Рано повзрослев, дети военной поры всё-таки оставались детьми и, несмотря на трудное и жестокое время, продолжали учиться. Страшные испытания легли на плечи тех, кто оказался в начале войны в осаждённом Ленинграде.

Блокадный Ленинград: героическое обучение

Суровые годы войны – страшное время бомбёжек, голода, холода, разлук и смертей. Особенно тяжело приходилось детям и подросткам, которые в тылу работали наравне со взрослыми на фабриках, заводах, полях и фермах, уходили на фронт, приписывая себе года, погибали в плену и лагерях смерти. Рано повзрослев, дети военной поры всё-таки оставались детьми и, несмотря на трудное и жестокое время, продолжали учиться. Страшные испытания легли на плечи тех, кто оказался в начале войны в осаждённом Ленинграде.

Школы

Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств, а чуть позже, в ноябре, за парты 103 ленинградских школ сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. В общей сложности, это было менее четверти количества школьников довоенного Ленинграда.

Обучение осуществлялось по сокращённому учебному плану, состоявшему только из основных предметов. Занятия проходили под постоянный вой сирены, возвещавшей о том, что необходимо спускаться в бомбоубежище. Каждый учитель имел два варианта плана урока, один из которых был рассчитан на нормальные условия проведения, а другой – на случай бомбёжки или обстрела. Учителя, скрывая своё горе и заботы, старались проводить уроки как можно более содержательно и интересно, помогали выполнять домашние задания прямо в классе.

Голодная смерть каждый день уносила всё новые и новые жизни, поэтому к декабрю 1941 года работать продолжали только 39 школ Ленинграда. Уроки длились не более 25 минут – не выдерживали ни учителя, ни школьники. Практически никаких записей не вели, так как замерзали чернила и худые детские ручки. Не было электричества, не ходили трамваи, замёрз водопровод. Педагоги на санках возили воду, добывали топливо, следили за порядком и чистотой в классных помещениях.

Основной массой учащихся были дети младших классов, поскольку большинство старшеклассников вместе с взрослым населением трудились на производствах, а также занимались в школах фабрично-заводского обучения или в ремесленных училищах. 5 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

По окончании блокады учителя Ленинграда провели мощнейшую и ответственную работу по выравниванию знаний учащихся с целью повышения качества обучения, за что получили высокие правительственные награды.

Вузы

Несмотря на то что враг вплотную подошёл к стенам города, в сентябре 1941 года приступили к занятиям и студенты многих вузов. Преподаватели в спешном порядке составляли заново программы курсов, пересматривали и перерабатывали сами учебные планы, поскольку их необходимо было сократить. Столы в аудиториях расставляли вокруг печек-буржуек, обучение в основном проходило в дневное время из-за отсутствия электроэнергии, а если возникала необходимость в вечерних занятиях, то они проводились при свете коптилки.

В большинстве своём студенты вынуждены были совмещать учёбу с работой на фабриках и заводах, строительстве оборонительных укреплений, в госпиталях, производственных мастерских, рабочих отрядах. Ведь учебные мастерские и разного рода лаборатории в вузах были реорганизованы для производства различной оборонной продукции: запалов для гранат, прицелов для зенитных установок, мин, снарядов и многого другого. Преподаватели вузов выстраивали занятия таким образом, чтобы максимально плодотворно чередовать учебную и оборонную деятельность. В самый тяжёлый период блокады (в январе-феврале 1941 года) Ленинградским городским комитетом партии было вынесено решение о проведении в вузах зимней сессии, по окончании которой большинство студентов показали твёрдые знания предметов.

Образовательные учреждения высшей школы Ленинграда не прекращали своей деятельности в тяжёлых и суровых условиях блокады, отдавая все силы для достижения победы над фашизмом. Только за первую блокадную зиму были выпущены 2,5 тысячи молодых специалистов, имеющих за плечами мощную практическую подготовку. Это были действительно прекрасные специалисты по радиотехнике, электрооборудованию, проводной связи, военно-физкультурные работники, инженеры, детские врачи, медицинские сёстры. Большинство специалистов отправляли на фронт и в госпитали, где они ценой своей жизни ковали победу.

Главное фото взято с сайта http://cccp-foto.livejournal.com.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
810
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
1162
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1616
Оставить свой комментарий

Ваш город: