Ваш город:

Раннее развитие речи детей

01 июля 2015 г.
0
3720

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Раннее развитие речи детей

В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.

А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Процесс раннего развития речи

Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме "гуления", которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью "гуления" младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.

Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые "внятные" звуки ("ма", "па", "ба" или "на") ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).

Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа "дай", "ав-ав" или "би-би", но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.

Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу "материал" для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.

Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.

Знакомьте ребенка с окружающим миром

Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.

Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: "Ты проголодался, сейчас мы будем кушать", "Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник" и т.д.

Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.

Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.

Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми "взрослым" языком (то есть, без "сюсюканья" и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо "бибика" машина или правильно выговаривать слова.

Развивайте мелкую моторику рук

Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как "орган речи", практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.

Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:

  • массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа "ладушки", "коза-рогатая" и "сорока-белобока";
  • фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
  • лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
  • мозаика;
  • игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
  • игры-шнуровки;
  • игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
  • пазлы;
  • катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.

Читайте вслух сказки

Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.

Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.

Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только "оживите" сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки "Волк и семеро козлят" можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).

Вместо заключения

Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
ЕГЭ-2018
Основной период ЕГЭ-2018 завершается резервными днями для прохождения итоговых испытаний. Кроме выпускников прошлых лет, с 22 июня по 2 июля сдать экз..
В школах РФ стартовали резервные дни ЕГЭ
22 июня 2018 г.
0
373
Профсоюз "Учитель" против пенсионной реформы
Межрегиональный профсоюз работников образования (МПРО) «Учитель», являющийся членом Конфедерации труда России, протестует против предлагаемого Правите..
Профсоюз «Учитель» выразил протест против повышения пенсионного возраста
22 июня 2018 г.
2
699
Школьные учителя участвуют в организации подготовки и проведении ГИА
Как сообщили сегодня в пресс-службе депутата Госдумы Артёма Кавинова, парламентарии одобрили в третьем чтении проект закона, в соответствии с которым ..
В Госдуме одобрили проект закона о компенсации учителям за участие в проведении ГИА
21 июня 2018 г.
9
3053
Оставить свой комментарий

Ваш город: