Сергей Кравцов, министр просвещения РФ, в ходе интервью ТАСС определил основные направления развития российского образования. А Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ), беседуя с журналистами газеты «Известия», главной причиной бедности в России назвал образовательную неуспешность.
Глава Минпросвещения РФ отметил, что нельзя нацеливать ученика только на повышение уровня функциональной грамотности или только на изучение основных предметов программы. Прежде всего нужно создать условия, при которых ребёнок будет получать в школе всестороннее развитие.
По словам министра, основные тренды в образовании продиктованы реальностью. В связи с этим на сегодняшний день актуальным является создание единого образовательного пространства. Широкое распространение получают цифровые технологии, идёт и будет продолжено строительство современных школ.
Также глава Минпросвещения отметил, что на современном этапе развития образования особое значение имеют содержание и методики обучения, главную роль в которых играют практико-ориентированность и индивидуальные траектории учащихся. По этим направлениям и осуществляется поддержка школ в регионах. Значительное место в данной работе занимает обучение педагогов в условиях развития цифровых технологий, а также разработка новых образовательных платформ и сервисов.
Тем временем в ходе интервью газете «Известия» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что главной причиной бедности в России является высокий процент образовательной неуспешности. В связи с этим её преодоление – один из важных вопросов реформы школьного образования.
Руководитель ВШЭ пояснил: «Ведь, что означает доля неуспевающих в школе в 20-30%? Что детей выпустят с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать – за счёт доходов от успешных работников».
Комментируя своё высказывание, он отметил, что в России средний по миру уровень образовательной неуспешности – около 25%, а это уровень Бразилии или Индии. При этом в европейских странах, особенно в Скандинавии, неуспешность удалось снизить до 10%.
Я. Кузминов с целью выравнивания ситуации с образовательной неуспешностью предлагает предоставлять «выравнивающие» гранты школам, работающим с большими группами детей, семьи которых находятся в сложных экономических обстоятельствах.
Однако корень неуспешности, по мнению ректора ВШЭ, лежит в основе классно-урочной системы.
Он, в частности, полагает: «Она сформировалась ещё в XVII веке и до сих пор лежит в основе школьной методики по всему миру. Дети разные – кто-то отстаёт, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» – с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают».
Кроме всего перечисленного, появляется проблема и с домашними заданиями, которые, по его словам, являются «ключевой рутиной образования». Причём к ним учитель и ученик относятся по-разному.
«Для первого – это совершенно механическая, не творческая работа, работа, необходимость выполнения которой отталкивает от учительской карьеры многих людей. Для второго – это творческий акт, он впервые решает эту задачу. Ему, как никогда, необходимо внимание, оценка, обратная связь», – подчеркнул ректор.
Он выразил уверенность, что сегодня в этой части существует принципиально новое решение. Речь идёт об искусственном интеллекте. Цифровым помощником учителя Я. Кузьминов называет «интерактивный сервис, который вместе с ребёнком выполняет домашнее задание, добиваясь того, чтобы тот всё в итоге понял и решил». И это «не онлайн, который все обсуждают, а дополнение учителя цифровым ассистентом – реальная перспектива образования».
Однако, по словам Я. Кузьминова, для того, чтобы это стало реальностью, необходимо не менее 10 лет.